НГПУ
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Педвузы России и Китая обсудили развитие педагогического образования в эпоху цифровизации на форуме в Новосибирске


16 ноября 2022
16 ноября стартовал Международный форум «Педагогическое образование в условиях глобальной цифровизации», реализуемый в рамках деятельности Китайско-российского Союза высших педагогических учебных заведений.

Решение о проведении масштабного мероприятия в Новосибирске было принято в 2019 году, однако свои коррективы внесла пандемия, и обсудить актуальные вопросы педагогики на сибирской площадке коллегам из России и Китая удалось только сейчас.

Российско-китайское партнёрство в педагогическом образовании – часть всестороннего стратегического партнёрства России и Китая. Важнейшим звеном этого сотрудничества стало создание в 2014 году Китайско-российского Союза высших педагогических учебных заведений. Изначально в него вошли 12 педвузов, в том числе НГПУ, а к настоящему моменту их количество возросло до 21. За годы существования союза был реализован ряд масштабных международных мероприятий по проблемам развития педагогического образования в разных направлениях. Предметом рассмотрения на форумах, конференциях, симпозиумах становились вопросы развития образования в цифровом обществе, образование будущего, спортивная и музыкальная педагогика в разных аспектах. 

В 2022 году Международный форум «Педагогическое образование в условиях глобальной цифровизации» проводится в смешанном формате. Торжественная церемония открытия, пленарное заседание и круглый стол с участием ректоров педвузов России и Китая прошли в Правительстве Новосибирской области. При этом к делегатам, приехавшим в Новосибирск, в дистанционном режиме присоединились их коллеги из российских и китайских вузов. Всего в форуме приняли участие более 400 представителей педагогических вузов, классических университетов и общеобразовательных учреждений, в том числе из 10 городов КНР и более чем из 30 городов России, а также коллеги из Казахстана, Кыргызстана и Узбекистана и др.

Форум открыл ректор НГПУ Алексей Дмитриевич Герасёв. Он отметил, что мы являемся свидетелями и участниками очень интересного этапа развития цивилизации, когда глобальная цифровизация охватывает все сферы жизни человека, в том числе образование.

– Активное внедрение технологий дополненной и виртуальной реальности, искусственного интеллекта, больших данных повышает эффективность образовательной деятельности, предоставляет удивительные возможности, но при этом и создает новые риски, – подчеркнул Алексей Дмитриевич. –  В этих условиях наиболее актуальной задачей для нас становится подготовка новых педагогических кадров. Каким должен быть учитель в цифровом обществе, какими компетенциями обладать, как изменится его роль в системе образования? Сейчас эти вопросы интересуют не только нас, профессионалов, но и, без преувеличения, все общество. 

В адрес организаторов, участников и гостей форума пришло приветственное письмо от заместителя министра просвещения Российской Федерации Татьяны Викторовны Васильевой.

– Бесспорно, форум является важным событием для профессионального педагогического сообщества как Российской Федерации, так и Китайской Народной Республики. Россия и Китай крепко дружат и плодотворно взаимодействуют по широкому спектру направлений, в том числе в области образования в целом и в сегменте педагогического образования в частности. Китайско-российскому Союзу педвузов отведена особая роль в укреплении взаимодействия и взаимопонимания двух наших стран. В значительной степени благодаря работе Союза русский язык и российская культура достойно представлены в Китае, и налицо тенденция расширения присутствия в КНР российских педвузов и академических институтов, работающих в сфере педагогики. Также благодаря Союзу в российских университетах развивается изучение китайского языка и китайской культуры, активизируются научное сотрудничество и студенческие обмены, – говорится в приветственном письме. – Позвольте поблагодарить вас, уважаемые коллеги, за ваш постоянный и ежедневный труд, за подготовку форума, пожелать вам крепкого здоровья, сил, долголетия, свершений и побед, а также приятного и результативного общения в ходе этого замечательного международного мероприятия!

От имени министра образования Новосибирской области Сергея Владимировича Федорчука выступила заместитель министра, начальник управления молодежной политики Светлана Викторовна Королькова, которая сообщила, что международное сотрудничество в сфере педагогического образования всегда было приоритетным и для региона в целом, и для НГПУ в частности.

Далее слово взял ректор МПГУ, председатель Китайско-российского Союза высших педагогических учебных заведений Алексей Владимирович Лубков, который обратил внимание коллег на то, что и в условиях цифровизации педагог – это ключевая фигура, которая связывает собой поколения, обеспечивая историко-культурную и в целом цивилизационную преемственность.

– Педагогические университеты должны развиваться не в ногу со временем, а опережая его, выполнять прогностическую функцию и готовить учителей, вожатых, воспитателей, наставников не только текущего, но и завтрашнего дня. Безусловно, владение широким спектром инновационных технологий, в том числе цифровых, обязательно для современного педагога, но превыше всего –   личности учителя и ученика, – подчеркнул Алексей Владимирович.

С китайской стороны к участникам форума обратился начальник отдела по образованию Посольства Китайской Народной Республики в Российской Федерации господин Цао Шихай, который поздравил коллег с долгожданной встречей.

– Сотрудничество России и Китая развивается и непрерывно углубляется в различных областях – экономике, культуре, образовании. Цифровизация чрезвычайно важна для развития систем образования наших стран. И Китай, и Россия уделяют этой теме много внимания, что дает нам поле для общей работы и плодотворного сотрудничества, – сообщил господин Цао Шихай.

Основные направления работы форума прозвучали в докладах пленарного заседания. Так, Алексей Владимирович Лубков проанализировал риски, ограничения и перспективы развития цифрового образования. Профессор департамента информатизации образования МГПУ Вадим Валерьевич Гриншкун рассказал о цифровой образовательной среде – имеющейся и идеальной, к которой пока только стремятся педагоги. Вице-президент Восточно-китайского педагогического университета Гу Хунлин поделился своими размышлениями о том, как цифровые технологии помогают реализовать миссию педагогического университета. Доцент Института прикладной математики и компьютерных наук ТГУ Диана Дамировна Даммер предложила вниманию слушателей опыт томского госуниверситета в области цифровизации образования. Обмен опытом продолжился и на круглом столе «Современные вызовы педагогического образования в России и в Китае».

Дальнейшее обсуждение вопросов цифровизации велось на проектных онлайн-площадках: «Цифровизация в образовании», «Цифровые компетенции современного специалиста», «Цифровизация в инклюзивном образовании», «Цифровое образование в сфере дополнительного профессионального образования», «Искусственный интеллект в образовании», «Формирование сквозных цифровых компетенций в теории и практике обучения», «Цифровая трансформация образования: проблемы и перспективы» (работа площадок продолжится 17 ноября). Записи трансляций доступны на youtube-канале НГПУ.

Алина Кириенко

Поделиться:
ДРУГИЕ НОВОСТИ
28 марта

27 и 28 марта в НГПУ работает Всероссийская лингво-методическая школа, посвящённая инновациям в обучении иностранным языкам.

27 марта

27 марта празднует юбилей профессор Акрям Жафярович Жафяров – доктор физико-математических наук, член-корреспондент Российской академии образования, Почетный работник высшего профессионального образования РФ. В честь события в Многопрофильном музее НГПУ открыта юбилейная выставка.

27 марта

27 марта состоится восьмой онлайн-вебинар из цикла, посвященного комплексному психологическому сопровождению детей из семей участников СВО, его проведет декан факультета психологии НГПУ Ольга Олеговна Андронникова.