НГПУ
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Проект «Базовые школы РАН» реализуется в партнерстве с вузами


11 августа 2021
Лицей № 130 им. академика М.А. Лаврентьева – один из стратегических партнеров НГПУ в области научно-методической работы. О том, как лицей участвует в проекте «Базовые школы РАН» и формирует сообщество ученых, работающих с детьми, рассказал директор Сергей Владимирович Сопочкин.
1–2 июля в Москве в здании Президиума Российской академии наук состоялось совещание участников проекта «Базовые школы РАН». На совещании присутствовал президент РАН А. М. Сергеев, представители региональных министерств и университетов, курирующих проект, директора и заместители директоров вошедших в проект школ (всего в проекте 108 школ из 32 регионов РФ).

С приветственной речью к участникам совещания обратился А. М. Сергеев.  С основным докладом о первых результатах участия школ в проекте выступил вице-президент РАН А. Р. Хохлов. Он рассказал о результатах работы школ на основании критериев, прописанных в Концепции проекта. Лицей №130 был отмечен выступающим как успешное учреждение по критерию «Результаты ЕГЭ–2020» и критерию «Сотрудничество с учеными РАН». Представители регионов рассказали об особенностях реализации проекта на региональном уровне.

2 июля состоялись круглые столы, на которых были представлены результаты работы школ. Коллеги из Калининграда, Красноярска, Томска, Магнитогорска, Стерлитамака, других городов говорили о первых результатах, проблемах и перспективах реализации проекта. 

Опыт работы Лицея №130 «Школа-лаборатория как модель школы РАН» был представлен на круглом столе «Управленческие решения, обеспечивающие реализацию проекта «Базовые школы РАН». Коллегам было рассказано о традициях наукоемкого образования в лицее, выпускниках школы, ставших учёными, строительстве нового корпуса с лабораториями и их оснащении современным оборудованием, подборе руководителей лабораторий и сотрудников, основных направлениях деятельности лабораторий, результатах и перспективных задачах.

– Накопленный опыт наукоёмкого образования, опыт участия в региональных и федеральных проектах, соответствующая материальная база позволили лицею органично войти в проект «Базовые школы РАН». Запуск нового корпуса позволил перейти на обучение в одну смену, создать условия для усиления спортивно-оздоровительного и художественно-эстетического направлений деятельности.  Сеть лабораторий (биологии, химии, физики, информационных технологий, робототехники, гуманитарных исследований) стала основой для организации целенаправленной работы над развитием навыков и культуры исследовательской и проектной деятельности лицеистов, – прозвучало в докладе. 

Было отмечено, что эта работа ведётся в партнёрстве с ведущими институтами СО РАН: Институтом цитологии и генетики, Институтом катализа имени Г. К. Борескова, Институтом ядерной физики имени Г. И. Будкера, Новосибирским государственным университетом, Новосибирским государственным педагогическим университетом, другими научными организациями и университетами. Разработана Концепция образовательного проекта «Школа-лаборатория», сформировано сообщество учёных, сотрудников институтов СО РАН, пожелавших работать с детьми. 

В качестве перспектив развития проекта, совершенствования модели «Школа-лаборатория» были названы следующие: усиление лабораторной составляющей в обучении учащихся специализированных (губернаторских) классов; содержательное взаимодействие учителей-предметников лицея с сотрудниками школьных лабораторий по развитию исследовательской культуры лицеистов; подключение к проекту высокотехнологичных компаний: «Ростех», ЦФТ, «Оксиал», и других, заинтересованных в сотрудничестве. Также были озвучены предложения для развития проекта на федеральном уровне.

  • С целью повышения мотивации учащихся к занятиям исследовательской деятельностью и участия в НПК поднять статус научно-практических конференций до статуса Всероссийской олимпиады школьников. Новый статус НПК мог бы стать третьим социальным лифтом, наряду с ЕГЭ и ВсОШ, для увлечённых научно-исследовательской проблематикой детей и гарантировать им поступление в университет. 

  • Создать Совет (рабочую группу) проекта школ РАН, включив в неё представителей школ и регионов.

  • Разработать и утвердить Положение о «Базовых школах РАН», в котором прописать сроки реализации проекта, финансовое сопровождение проекта, критерии оценки результативности участия в проекте, другие аспекты.

  • Создать сайт проекта «Базовые школы РАН», на котором размещать информацию об участниках проекта, особенностях его реализации в регионах России. На сайте публиковать: лучшие программы, учебно-методические материалы, технологии изучения предметов, лучшие разработки уроков учителями базовых школ, технологии, методики, приёмы развития исследовательских компетенций обучающихся; видеозаписи уроков учителей школ РАН, видеолекции ведущих учёных РАН для школьников; опыт реализации проекта в конкретной школе и регионе; информацию о конференциях, встречах участников проекта.

  • Ввести в практику проведение ежегодных конференций участников проекта – представителей базовых школ, университетов, исследовательских институтов, высокотехнологичных компаний (на базе Образовательного центра «Сириус», например).
Благодарность от Президента РАН – заслуга всего лицейского сообщества: и тех, кто работал и учился в школе ранее, и тех, кто развивает наукоёмкое образование сейчас.

С. В. Сопочкин

Поделиться:
ДРУГИЕ НОВОСТИ
24 апреля

В этом году Новосибирск вновь стал эпицентром творческой энергии, собрав студентов со всех уголков города на XXIX региональном этапе Всероссийского фестиваля «Российская студенческая весна». Гала-концерт прошел во Дворце культуры железнодорожников 18 апреля.

24 апреля

Доцент кафедры дизайна и художественного образования Института искусств НГПУ Елена Вениаминовна Лисецкая приняла участие во Втором китайско-российском форуме детских лагерей в Пекине, где поделилась с коллегами опытом организации профильных смен.

24 апреля

Рабочий посёлок Кольцово – один из главных научных центров Новосибирской области, единственный в регионе, имеющий статус наукограда. Тем большее значение приобретает соглашение о сотрудничестве, которое администрация Кольцово заключило с НГПУ 23 апреля.