НГПУ
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

В Год семьи магистранты НГПУ открывают двери адаптации: ключи к успешной интеграции детей мигрантов в российские школы


20 февраля 2024

16 февраля в стенах Института истории, гуманитарного и социального образования НГПУ состоялась защита диссертаций первого потока программы магистратуры «Социально-педагогическое сопровождение детей мигрантов». Эта программа ставит перед собой важную задачу – обеспечить эффективную адаптацию детей из семей мигрантов к обучению в российских школах, учитывая особенности их языкового, культурного и социального контекста.

В 2022/2023 учебном году в учреждениях системы общего образования обучается 363 868 детей, из них более 9 тыс. учеников имеют миграционную историю. Около 80% детей иностранных граждан обучаются в 12 школах Новосибирска.

Руководитель программы, доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики и психологии Института истории, гуманитарного и социального образования НГПУ Зоя Ивановна Лаврентьева, в своем приветственном слове отметила, что большое количество школьников из семей мигрантов стало новой реальностью, и эта программа – ответ на вызовы времени.

- Завершившийся поток магистрантов нашей программы по психолого-педагогическому сопровождению детей мигрантов принес значительные результаты. Из девяти выпускников семь уже успешно трудятся в образовательных учреждениях, где обучается значительное количество детей с мигрантским прошлым. Именно школьному образованию было посвящено больше всего научных исследований. Магистрантами были разработаны и предложены для практиков программы этнокультурной адаптации, работы классного руководителя с родителями из семей мигрантов, сопровождение обучения детей из семей мигрантов в лицеях и гимназиях. Особенно важно отметить, что исследования проводились и в частных образовательных организациях, помогающих детям из семей мигрантов более успешно адаптироваться, в частности, к академическому русскому языку. Наши студенты также активно изучали и разрабатывали методики адаптации в дошкольных учреждениях, в общеобразовательных организациях в сельских районах нашей области. Одна из интересных идей логопеда-магистранта заключается в использовании специальных упражнений для детей из стран СНГ, где многочисленные звуки русского алфавита не присутствуют. Среди тем магистерских исследований были и достаточно инклюзивные: сопровождение российских замещающих семей, воспитывающих детей с мигрантским прошлым; подготовка педагогов к работе с детьми из Китая, Пакистана и Северной Кореи.

В рамках защиты своих выпускных квалификационных работ (ВКР) магистранты представили результаты своих исследований и практических разработок, направленных на решение сложных проблем адаптации детей мигрантов. Вот лишь несколько из них:

Анна Визингер, учитель логопед в детском саду, провела исследование, посвященное адаптации мигрантов к дошкольной среде. Она обнаружила, что отсутствие толерантности со стороны других детей создает для них дополнительные трудности. Применяя арт-терапию как средство адаптации, Анна Леонидовна смогла значительно повысить уровень коммуникационных навыков у детей мигрантов, снизив при этом уровень тревожности.

Игорь Барбашин провел исследование, посвященное адаптации детей мигрантов, проживающих в сельской местности. Он выявил, что одной из главных проблем является сложность в обучении русскому языку, поскольку такие семьи обычно бывают многодетными и внутри семьи предпочитают общаться на своем родном языке. Игорь предложил комплекс мероприятий, включающих беседы, опросы и практические занятия, которые способствуют более успешной адаптации детей в новой среде.

Юлия Ястрембович исследовала вопрос формирования профессиональных компетенций педагогов, работающих с детьми мигрантов. Она обнаружила, что эффективное сопровождение детей требует от педагогов специальных знаний и навыков. В своей работе Юлия предложила ряд методов и подходов к формированию этих компетенций, основанных на практическом опыте учителей сельской школы.

Анна Устенко представила свою работу о социально-педагогических технологиях адаптации детей мигрантов в общеобразовательных организациях. Она разработала и применила целый комплекс методов и приемов, направленных на успешную адаптацию детей в школьной среде. Эти методы включают в себя тестирование, разработку мотивационного дневника и организацию специальных занятий по изучению русского языка.

Наталья Горелова представила свою работу о педагогическом сопровождении детей из семей мигрантов в дополнительном образовании. Она разработала и внедрила комплексную программу, включающую в себя использование памяток и других визуальных материалов, которые помогают детям быстрее и легче адаптироваться к новым условиям обучения.

Это лишь небольшая часть исследований, проведенных в рамках этой программы. Важно отметить, что магистры НГПУ также активно применяют полученные знания на практике.

- Комиссия признала высокий уровень подготовки магистрантов и приняла решение об издании их работ в коллективной монографии. Записи защиты будут использоваться в учебном процессе для бакалавров, а также при проведении курсов повышения квалификации и мастер-классов для педагогов Новосибирской области, - добавила Зоя Ивановна.

Для справки:

Недавно в университете был открыт информационно-просветительский центр для педагогов, работающих с детьми из семей мигрантов. Здесь проводятся семинары-практикумы, консультации и разрабатываются дополнительные программы повышения квалификации.

Александр Терентьев

Поделиться:
ДРУГИЕ НОВОСТИ
08 мая

8 мая 2024 года открылась новая страница в летописи международных контактов НГПУ. Заключённое между вузом и региональной общественной организацией «Центр по организации научных, культурных мероприятий в сфере народной дипломатии» соглашение подключает университет к проекту по подготовке преподавателей русского языка как иностранного в государствах Африки. Начнётся эта работа с Буркина-Фасо.

08 мая

Новосибирский государственный педагогический университет приглашает принять участие в инновационном проекте «ИНЖЕНЕРиЯ». Этот проект – уникальная площадка для школьников, желающих погрузиться в мир разработки и исследований беспилотных автономных систем.

08 мая

В канун Дня Победы по традиции в стенах музея истории НГПУ собираются дети войны – бывшие сотрудники и выпускники вуза. Снова и снова в их памяти оживают картины тяжёлых сороковых, когда даже в далёком сибирском тылу было отнюдь не безмятежное детство…