НГПУ
НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Эксперт НГПУ объяснила, как распознать одарённость у ребёнка и зачем ему наставник


9 июня 2025

В университете считают, что важно не столько выявить способности, сколько создать для ребёнка пространство выбора.

Вовремя замеченная склонность к творчеству или нестандартному мышлению может стать основой для формирования личной образовательной траектории ребёнка. Как распознать одарённость и в каком возрасте стоит искать «особенные» способности — рассказала кандидат педагогических наук, доцент кафедры дизайна и художественного образования Института искусств Новосибирского государственного педагогического университета (НГПУ) Елена Вениаминовна Лисецкая.

«Одарённый ребёнок — это не обязательно победитель олимпиад или конкурсов. Важно смотреть на мотивацию, интерес, глубину погружения в дело. Главное — быть рядом, замечать и поддерживать, а не ждать “результатов”», — подчеркнула Елена Вениаминовна Лисецкая.

По её словам, ранняя одарённость — не догма. Напротив, с 5–7 лет важно не загонять ребёнка в рамки, а дать попробовать себя в разных направлениях. Только через опыт возможен осознанный выбор. «До среднего школьного возраста дети запоминают многое механически. Настоящий интерес рождается позже — тогда и нужно включать сопровождение, наставника», — добавила эксперт.

Проект, реализуемый НГПУ в рамках государственного задания Минпросвещения РФ «Система наставничества (ребенок – студент- преподаватель ВУЗа) для одаренных детей в условиях образовательной среды ИИ», основан на системе наставничества «ребёнок – студент – преподаватель вуза». Модель работает в условиях профильных смен, включая «Летнюю школу дизайна», «Сибирскую школу мультипликации» и «Арт. Весну». Здесь школьники от 7 до 17 лет проходят через цикл творческих практик, а наставниками для них выступают студенты Института искусств, под кураторством преподавателей.

«Ребёнок пробует себя в мультипликации, песочной анимации, цифровом дизайне — каждый день он выбирает, что ему интересно. Это и есть способ распознать склонности — через действие, а не тесты», — пояснила Елена Вениаминовна Лисецкая. Она подчеркнула, что большая часть участников смен впоследствии становятся студентами НГПУ, а затем — наставниками для других.

По мнению педагога, главная ошибка родителей — проецировать на детей собственные несбывшиеся амбиции.

«Важно не навязывать, а наблюдать. Дать свободу. Наставник в этой системе — не учитель в привычном смысле, а внимательный проводник, который сам учится вместе с ребёнком», — добавила она.

Смены реализуются на базе образовательного парка имени Олега Кошевого и ежегодно охватывают сотни детей со всей Новосибирской области. Наставничество продолжается в течение года: студенты приезжают на практику, проходят курсы вожатых, встречаются с участниками на мастер-классах и в детской академии искусств НГПУ.

Поделиться:
ДРУГИЕ НОВОСТИ
13 июня

В Казани завершился III Международный форум министров образования «Формируя будущее», собравший представителей более 30 государств. Среди участников — делегации из Объединённых Арабских Эмиратов, Беларуси, Демократической Республики Конго, Анголы, Южной Осетии, Абхазии и других стран.

12 июня
Дорогие друзья! Сегодня вся наша страна отмечает День России – праздник, который символизирует единство народа, величие нашей истории и уверенность в завтрашнем дне. 
11 июня

11 июня в Казани начала работу выставочная зона III Международного форума министров образования «Формируя будущее», объединившего представителей более 30 государств. В рамках форума представлены ключевые инициативы в сфере образования, реализуемые как в России, так и за рубежом.