5 февраля ВАК утвердил Константина Владимировича Розова в степени кандидата педагогических наук за диссертацию «Методика подготовки будущих учителей информатики к применению технологий искусственного интеллекта».
Старший преподаватель кафедры информационных систем и цифрового образования ИФМИТО НГПУ Константин Владимирович Розов получил степень кандидата педагогических наук, защитив диссертацию «Методика подготовки будущих учителей информатики к применению технологий искусственного интеллекта». Научным руководителем Константина Владимировича в аспирантуре стала доктор педагогических наук, профессор Мария Алексеевна Абрамова. 6 февраля ВАК опубликовал приказ о выдаче педагогу диплома кандидата наук, сама защита состоялась 10 октября 2024 года в Институте космических и информационных технологий Сибирского федерального университета (Красноярск).
Как подчёркивает исследователь, в педагогическом сообществе необходимо серьёзно изучать проблемы использования искусственного интеллекта, чтобы научить школьников и студентов разумно применять ИИ и интегрировать его в процесс изучения информатики. Для этого нужно регулярно обновлять содержание учебных материалов по ИИ, которые быстро устаревают из-за взрывного развития этих технологий, и активнее ориентировать студентов на решение практических задач с использованием программирования.
– Мы предлагаем изучать ИИ через выполнение комплекса лабораторно-практических работ, каждая из которых является мини-проектом по созданию программного продукта, призванного решать конкретные жизненные задачи. Таким образом, студенты будут яснее представлять, в какой области и для чего им будет полезен ИИ, а при желании смогут развить эти мини-проекты до курсовых и дипломных работ или собственных стартапов. Заканчиваться работа будет устной защитой проекта, – говорит Константин Владимирович.
Особую актуальность, по словам преподавателя, такая форма оценки проектов приобрела в связи с распространением сервисов генерации текста и генерации кода, основанных на больших языковых моделях (ChatGPT, GigaChat, Copilot, DeepSeek и другие), которые при решении небольших задач могут написать программу за обучающегося. В таких условиях важно оценить степень критического мышления обучающегося, понимания им того, что именно делает его программа, какие ограничения имеет используемая технология, каким образом продукт может быть доработан. Это работает при обучении как студентов, так и школьников – разница только в сложности предлагаемого материала.
По словам исследователя, в диссертации он обобщил собственный практический опыт последних семи лет. С 2018 года Константин Владимирович Розов преподаёт дисциплины «Языки и методы искусственного интеллекта» и «Технологии искусственного интеллекта», при том что семь лет назад это направление науки было малоактуальным в области профессиональной подготовки будущих педагогов и обучения школьников
- Компьютерное зрение, обработка естественного языка, машинное обучение, нейронные сети – эти темы тогда только начинали набирать популярность в том виде, в котором они изучаются сейчас. Чтобы подготовить первые лабораторные работы по этим и ряду других тем, мне потребовалось изучить язык Python. У меня было предчувствие, что это направление в ближайшее время «выстрелит» - так и оказалось, уже через пару лет в педагогическом сообществе задумались об обновлении учебных программ по моей дисциплине. Теперь о возможностях искусственного интеллекта знают все, а темы, которые я начинал разрабатывать в 2018 году, сейчас изучаются и в школах, и в вузах, - рассказывает педагог.
Часто приходится слышать дискуссии на тему, чего больше несёт человечеству развитие искусственного интеллекта: пользы или вреда. Константин Владимирович уверен, что польза всё же преобладает.
– Любая прорывная технология разрабатывается на пользу человечеству. ИИ позволяет быстро выполнять рутинные задачи, которые только отнимают время у человека. Иногда ИИ приносит людям излишнее облегчение, в том числе и в учёбе, но это задача преподавателя – контролировать, как студенты и школьники выполняют задания, применяют ли они для этого ИИ. Сейчас разрабатываются рекомендации, какими должны быть учебные задания, чтобы сделать их можно было только с включением человека. В конце концов, в интеллектуальном труде никакая машина до сих пор человека не заменит – а тем более в творческом самовыражении, - считает кандидат педагогических наук.
Виталий Соловов
18 апреля НГПУ посетил Консул по образованию Генерального консульства КНР в Екатеринбурге Сунь Лайлинь.
17–18 апреля на кафедре физики, техники и технологического образования ИФМИТО НГПУ состоялась всероссийская научно-практическая конференция «Современное инженерно-технологическое образование: вызовы, тенденции и перспективы».