Наставник — не просто педагог. Это тот, кто вдохновляет, кто делится опытом, кто помогает сделать шаг в будущее. В Новосибирском государственном педагогическом университете знают, как создавать среду, в которой такие наставники рождаются — и именно об этом рассказали на федеральном уровне.
Сотрудники НГПУ стали гостями телепрограммы «Дела семейные» на ГТРК-Новосибирск. Темой обсуждения стало наставничество — не как модный тренд, а как государственная задача и эффективный педагогический механизм, который уже работает в Новосибирской области. Экспертами эфира выступили проректор по научной работе НГПУ, доктор педагогических наук Татьяна Александровна Ромм и доцент кафедры дизайна и художественного образования Института искусств, кандидат педагогических наук Елена Вениаминовна Лисецкая.
В университете уверены: талант требует сопровождения. И именно этим занимается Институт искусств НГПУ, реализуя государственное задание Министерства просвещения РФ — систему наставничества в образовательной среде: профильные смены, учреждения дополнительного образования, в которых студенты-педагоги учатся учить, а школьники — выбирать профессию осознанно.
Институт искусств НГПУ стал исполнителем государственного задания в рамках проектов по развитию наставничества. В числе ключевых направлений — работа с одарёнными детьми и подростками в условиях профильных смен. Три из них — «Сибирская школа мультипликации», «Летняя школа дизайна» и «Педагогические горизонты» — стали успешным примером того, как соединяются воспитание, обучение и профориентация.
На сменах школьники учатся создавать мультфильмы, осваивают декоративно-прикладное искусство (работают с текстилем, бумагой), и даже собирают портфолио для поступления. Каждый ребёнок — в фокусе внимания, каждый может найти своего наставника и вдохновиться при выборе профессионального пути.
«Мы организуем такие смены уже не первый год. Это всегда живое пространство, в условиях которых ребята совершенствуют себя в творчестве, открывают новые грани своего таланта, и что особенно важно — получают опыт общения с будущими педагогами и преподавателями НГПУ. В роли наставников — наши студенты, которые сами не так давно были школьниками, преподаватели, а также сами ребята ( старшие для младших). В этих условиях между ними легко выстраиваются доверительные отношения», — рассказала Елена Вениаминовна Лисецкая.
«Наставничество — это неформализованные отношения, это про личный пример, про желание быть рядом и вести за собой. И наша задача как педагогического вуза — не просто учить, а формировать личность педагога будущего», — отметила Татьяна Александровна Ромм.
Уже сегодня можно говорить о первых результатах: участники профильных смен поступают в НГПУ, становятся волонтёрами, вожатыми, а затем — полноценными наставниками. Это подтверждение того, что выстроенная модель работает.
Президиум Российской академии образования поддержал заявку на признание НГПУ инновационной площадкой РАО по выполнению сетевого проекта «Преемственность в развитии и внедрении практик наставничества на разных уровнях образования». На базе научного центра РАО НПГУ проведены два Всероссийских форума «Практики наставничества: от науки к прикладным технологиям», с целью систематизации научных подходов и популяризации эффективных практик наставничества в образовании, в социальной сфере и на производстве. Кроме того, в 2025 году реализуются сразу три научных проекта в рамках госзадания Министерства просвещения РФ, связанные с подготовкой наставников, в том числе в системе педагогических классов и для будущих психологических работников.
«Сегодня важно говорить не просто о профессии, а о ценностях, которые мы передаём. Наставничество — это путь, который человек выбирает сердцем. И мы гордимся тем, что в нашем университете создаются условия для этого выбора», — подчеркнула Татьяна Александровна.
Александр Терентьев
В ежегодном каталоге «Инновации», демонстрирующем огромный научно-технический потенциал региона, рассказали, как преподаватели НГПУ решают задачи современного биологического образования, используя возможности НОЦ «Экспериментальная и прикладная биология» и Технопарка универсальных педагогических компетенций.
Студентка 3 курса ФИЯ НГПУ Виктория Воробьева награждена Благодарственным письмом министра культуры Новосибирской области Юлии Шуклиной за плодотворное сотрудничество по продвижению кинопроизведений нашего региона на международный рынок.
Количество поданных в Новосибирский государственный педагогический университет заявлений уже превысило общую цифру прошлого года и составляет 41 392 заявления. Кроме того, побит еще один собственный рекорд по количеству заявлений, поданных в течение одного дня: 14 июля их было принято 4 440.