НГПУ
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Научное наследие великого русского педагога К.Д. Ушинского обсудили в Российской академии образования.


17 марта 2023
В Российской академии образования состоялась Международная научная конференция «Научное наследие великого русского педагога К.Д. Ушинского», вошедшей в утвержденный Правительством Российской Федерации план мероприятий по проведению Года педагога и наставника в нашей стране.

В ходе секционных заседаний с докладом «Преемственность идеи общественного воспитания К. Д. Ушинского в современной теории воспитания» выступила заведующий кафедрой педагогики и психологии Института истории, гуманитарного, социального образования Новосибирского государственного педагогического университета, доктор педагогических наук, профессор Татьяна Александровна Ромм.

В ходе открытия конференции, президент Российской академии образования Ольга Юрьевна Васильева отметила:

– В своих наставлениях педагогам Константин Дмитриевич Ушинский подчеркивал важность готовности школы и учителя к современным вызовам. Соответствие образования дню сегодняшнему становится у него принципиальным требованием к деятельности школы, а современность подготовки и взглядов учителя – ключевым условием выполнения им не только профессионального долга, но и нравственного, гражданско-патриотического служения на благо Отечества.

Участниками и гостями конференции стали представители Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, а также российские и зарубежные ученые, преподаватели колледжей и вузов, педагоги общего и дополнительного образования, студенты и родительская общественность.

– В Год педагога и наставника мы делаем акцент на престиже профессии учителя и привлечении в нее талантливой творческой молодежи с опорой на наследие К.Д. Ушинского, который одним из первых обратил внимание на роль воспитания, наставничества в профессии учителя, считал, что цель этой профессии – зажечь в человеке «жажду серьезного труда, без которого жизнь не может быть ни достойной, ни счастливой, – подчеркнула председатель Комитета Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по науке, образованию и культуре Лилия Салаватовна Гумерова.

– Наследие Константина Дмитриевича Ушинского актуально не только для отечественной, но и всей мировой педагогики. На рубеже 1990-х годов мы отказались от многих достижений не только советской, но и досоветской педагогической мысли. Настало время к ним возвращаться, – сказал первый заместитель председателя Комитета Госдумы по науке и высшему образованию Олег Николаевич Смолин.

В ходе секции «Искусство воспитания в наследии К. Д. Ушинского и современные проблемы теории и методики воспитательной работы» выступила зав. кафедрой педагогики и психологии НГПУ Татьяна Александровна Ромм. Как подчеркнула Татьяна Александровна, особое внимание на секции обратили на одно из основных положений, исходящих из антропологической установки педагога: понимание педагогического процесса, в котором помимо преднамеренной воспитательной деятельности, которая реализуется в школе, существуют «непреднамеренные воспитатели»:  

– Мы ясно осознаем, что воспитание в тесном смысле этого слова как преднамеренная воспитательная деятельность — школа, воспитатель и наставник ex officio — вовсе не единственные воспитатели человека, и столь же сильными, а может быть, и гораздо сильнейшими воспитателями его являются воспитатели не преднамеренные: природа, семья, общество, народ, его религия и его язык — словом природа и история в обширных понятиях. Если речь идет об отечественной педагогике, то становится совершенно понятным продуктивное и эффективное развитие теории детского коллектива А.С. Макаренко, теории гуманистического коллектива Сухомлинского, коммунарской методики Иванова и т.п. И в современных условиях эти идеи продолжают развиваться. Тому пример – научная школа Л.И. Новиковой, в которой на протяжении более 50 лет разрабатываются вопросы детского коллектива и взросло-детской общности, воспитательного пространства, социального воспитания в процессе социализации, на основе которых была разработана Примерная программа воспитания для школ. И это заставляет по-новому обратиться к современному осмыслению функционала педагога как воспитателя, его подготовки, его роли и места в становлении личности растущего человека, – отмечает Татьяна Александровна.

Как сообщила пресс-служба РАО, в пленарном заседании Международной научной конференции «Научное наследие великого русского педагога К. Д. Ушинского» приняли участие в смешанном формате более 300 научно-педагогических работников и более 80 студентов. Конференция продлилась два дня. Помимо пленарного заседания, в ней были организованы работы секций, круглых столов и другие форматы, способствующие актуализации научно-педагогического наследия К.Д. Ушинского, идей его научной школы педагогики в России, духовно-нравственного воспитания детей и молодежи, методики обучения русскому языку.

Юлия Паначук

Автор фото: Анастасия Ибрагимова / «Научная Россия»

Поделиться:
ДРУГИЕ НОВОСТИ
29 марта

28–29 марта в НГПУ проходит Международная научно-практическая конференция «Научные школы как основа развития науки», посвященная 300-летию Российской академии наук. Своими взглядами на развитие научной работы обмениваются исследователи из России, Казахстана и Белоруссии.

29 марта

28 марта ректор НГПУ Алексей Дмитриевич Герасёв встретился с исполнительным директором Ассоциации «Студенческая спортивная лига самбо» и Всероссийского проекта «Самбо – в школу!» Еленой Владимировной Ломакиной.

29 марта

Серия визитов педагогических делегаций районов региона в Новосибирский государственный педагогический университет и подписаний соглашений о сотрудничестве продолжилась 28 марта: эстафету подхватил Ордынский район.