Говоря о проекте, Министр просвещения Российской Федерации Сергей Сергеевич Кравцов подчеркнул: «У каждой педагогической династии тысячи воспитанников, которые благодаря своим наставникам стали прекрасными специалистами: учеными, представителями творческих профессий, спортсменами, инженерами, врачами – и, конечно, пополнили педагогическое сообщество. И теперь уже они вносят свой вклад в процветание нашей страны».
В Новосибирском педуниверситете несколько десятков семей, чьи представители в двух-трех поколениях выбирали для себя главным труд педагога. Династия Дьяковичей – Качаловых в этом перечне занимает особое место. Ее основатель, Семен Васильевич Дьякович, в своих дневниках писал: «С 8-го класса твердо решил стать учителем-естественником».
Семен Васильевич родился в 1924 году в крестьянской семье, в деревне Троицкой Чистоозерного района Новосибирской области. В октябре 1941 года отца семейства Василия Федоровича призвали воевать. Через год – старшего сына Дьяковичей, Семена Васильевича. Мечту стать учителем он лелеял и в годы военного лихолетья, а в 1943 году Семен Васильевич попадает под приказ Госкомитета обороны о демобилизации из нестроевых частей военнослужащих-учителей.
Почти за четверть века серьёзнейшей работы в родной Чистоозерке Семен Дьякович становится известным педагогом далеко за пределами района. Получает медаль «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны», заканчивает с отличием Томский пединститут, становится самым молодым заслуженным учителем РСФСР… Все эти годы он неуклонно работает над развитием качества преподавания в школе химии и биологии. Слава обгоняла преподавателя – и в 1967 году учителя из глубинки позвали сначала обучать студентов, а затем и организовывать становление кафедры химии в Новосибирском пединституте.
Из дневника С.В. Дьяковича
Директор Института естественных и социально-экономических наук НГПУ, доктор химических наук, профессор Наталья Валерьевна Кандалинцева отмечает:
– Семену Васильевичу принадлежит ведущая роль в формировании кафедры химии НГПУ. Вдумайтесь, каким должен быть уровень подготовки, чтобы учителя из сельской школы позвали в педагогический вуз для организации работы кафедры! Один из первых системообразующих шагов Семен Васильевич сделал, когда пригласил команду преподавателей по предметной подготовке из числа выпускников Томского химико-технологического института. Эти же преподаватели, впоследствии, защищали диссертации по химии в Институте органической химии СО РАН. То научное направление, что сегодня развивается, и высокий уровень химической подготовки – это заслуга Сергея Васильевича, он заложил основы развития кафедры химии НГПУ.
Семен Васильевич заложил не только фундамент будущей научной школы кафедры – он сформировал подход к обучению будущих преподавателей естественнонаучных дисциплин на уровне классических и технических вузов. Подготовленные Семеном Васильевичем специалисты продолжили дело учителя.
Дочь Семена Васильевича – Галина Семеновна Качалова – говорит, что в школьные годы была увлечена изучением тех же предметов, что и отец. Она окончила Новосибирский педагогический с отличием, работала в школе, затем продолжила развивать методику преподавания химии на базе вуза. Галина Семеновна занимается научно-исследовательской работой по проблеме мотивации учебной деятельности студентов и учащихся средней школы. Имеет более 150 публикаций, в том числе 11 учебных пособий для студентов и учителей химии, 5 пособий для учащихся, 3 монографии.
– То, над чем я работаю и что использую как преподаватель, – это интегративно-контекстное обучение, или реализация межпредметных связей. Тема любимая, я следую ей вот уже, наверное, сорок лет. Особенно интересует связь естественных наук с гуманитарными дисциплинами. Скорее всего, любовь передалась от отца, потому что страстью Семена Васильевича было чтение, он собрал библиотеку, у нас дома порядка восьми тысяч томов различной литературы. Я полюбила те же предметы – химию и биологию – что и преподавал Семен Васильевич, а еще раньше хотела быть учителем начальных классов, потому что мама учитель начальных классов. Другого, не учительского, пути развития для меня не было, я повторяю профессиональную судьбу папы, но превзойти его, конечно, невозможно, – говорит кандидат педагогических наук, доцент, профессор кафедры химии Института естественных и социально-экономических наук НГПУ Галина Семеновна Качалова.
Изучать точные науки, играя… Дидактические игры отлично подходят для школьников самых разных возрастов, отмечает Галина Семеновна. Сильная методическая база, ориентация на науку, заложенные в начале 1970-х Семеном Васильевичем и поддержанные Галиной Семеновной, позволили Новосибирскому педагогическому подготовить и выпустить не одно поколение учителей химии, чей научный багаж, полученный в вузе, позволяет им работать как в образовательных организациях, так и в структуре СО РАН, на предприятиях ОПК и фармакологического кластера региона.
Юлия Паначук, Владимир Чумаков, Андрей Зайцев
Фото С.В. Дьяковича
С 21 по 26 ноября в Новосибирской области, при участии кафедры журналистики ИФМИП НГПУ, был запущен обновленный медиаобразовательный проект – городской профильный лагерь «Заря» Новосибирского института современного образования.