В этой работе Андрею Бородовскому помогли новейшие методы исследований. Ещё в 2004 году археологи, раскапывавшие Умревинский острог в Мошковском районе Новосибирской области, обнаружили захоронение мальчика, которому было примерно 6-12 лет, при этом уже тогда обратили внимание на необычность находки.
– Некрополь, на котором найдено захоронение, примыкал к южной стороне судной избы, где велось делопроизводство острога. Детская смертность в конце XVIII – начале XIX веков, когда существовал некрополь, составляла 20%, так что в самой находке ничего удивительного не было, но мы обратили внимание на необычный гроб. Он имел две железные скобы, так что мы сначала решили, что это империал – железный ящик, который помещался на крышу кареты. Но позднее я видел подобные детские гробы со скобами того же времени в Музее похоронных принадлежностей в Вене, – рассказывает доктор исторических наук, профессор Андрей Павлович Бородовский.
В гробу сохранились фрагменты одежды (детского мундира) и шитья, которое вначале было определено как золотое. В 2024 году специалисты вернулись к исследованию тканей в лаборатории Института археологии и этнографии СО РАН с помощью современного энергодисперсионного метода (мощный микроскоп помогает не только рассмотреть мельчайшие частицы в 30-кратном увеличении, но и определить их состав). Полученные результаты были опубликованы в №4 археолого-этнографическом сборника Института гуманитарных исследований Тюменского государственного университета Ab Origine за 2024 год.
– Шитьё, которое мы считали золотым, оказалось серебряным, точнее, было сделано из состава, близкого к электруму – сплаву серебра и золота с преобладанием первого. Основа мундира была красного цвета, сохранились элементы тканевой основы, куда было нашито шитьё – на вороте, обшлагах и манжетах. Пуговицы отсутствовали, то есть, похороненный был одет в распашной сюртук с расшивкой, воспроизводившей элементы шитья, которые в середине XVIII века из обихода священников переходят в гражданскую сферу. Всё это соответствует традициям детского мундира XVIII века. Серебряное шитьё на красном фоне являлось частью униформы артиллеристов и горных инженеров. Конкретно для Умревинского острога больше подходит второй вариант: в конце XVIII века в Российской империи стали появляться горные училища для детей элиты, на юге Западной Сибири позиции горнозаводского ведомства были особенно сильными, а в начале XIX века его представители снимали планы острога. Поэтому я считаю, что мы нашли захоронение ребёнка высокопоставленного чина горнозаводского ведомства, возможно, Колывано-Воскресенских заводов. Сам мальчик вполне мог быть студентом горного училища. Но сказать точно, кем он был и отчего умер, мы сможем только когда найдём метрическую книгу светских жителей острога – метрики священнослужителей нами уже изучены, – говорит Андрей Павлович.
Археолог допускает и ещё один вариант: мальчик мог быть сыном человека, который проезжал по Московскому тракту. Умревинский острог находился в стороне от дороги, но если ребёнок умер в пути, его сопровождающие могли заехать в острог, чтобы похоронить усопшего рядом с церковью, которая действовала до 1802 года.
Для справки:
Ближайшее к Умревинскому острогу горное училище с 5-6 летним сроком обучения на базе начальной школы с 1785 года работало в Барнауле. Первоначально оно предназначалось для детей дворян и офицеров, а с 1789 года также для выпускников горнозаводских школ, принадлежащих к разным сословиям. Преподавались геометрия, арифметика, алгебра, география, физика, химия, минералогия и металлургия; из гуманитарных дисциплин - история, грамматика, латынь, немецкий и французский языки. Выпускники училища могли продолжить обучение на VII и VIII курсах Петербургского горного училища (с 1804 года - горного кадетского корпуса) и получить профессию инженера.
Виталий Соловов
Фото предоставлено Андреем Бородовским
Это следует из 14-го мониторинга качества приёма на бюджетные и платные места российских вузов, который провёл Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ).
16 января, в рамках работы над Стратегией развития образования, в НГПУ состоялось заседание группы «Психологические аспекты образовательного процесса». В центре внимания – развитие системы наставничества педагогов-психологов в образовательных организациях.
В первые рабочие дни 2025 года в Новосибирском государственном педагогическом университете продолжилось формирование предложений для Стратегии развития образования России до 2036 года с перспективой до 2040 года. В частности, на заседаниях трёх рабочих групп эксперты НГПУ обсудили направления «Бесшовность образования», «Мнение будущего» и «Отдых и оздоровление» и выдвинули ряд проектов, которые планируется детализировать и представить в Министерство образования Новосибирской области к установленному сроку.