Что наши личные страницы в социальных сетях могут рассказать о нас самих, если на них нет ничего, кроме фотографии? Ответ на этот и другие вопросы, связанные с нашими следами в цифровом мире, даёт исследование, проведённое под руководством доктора психологических наук, профессора, заведующей кафедрой практической и специальной психологии НГПУ Юлии Михайловны Перевозкиной.
На заре массового распространения компьютерных технологий, в самом начале XXI века, считалось, что чрезмерная увлечённость Интернетом и другими средствами цифровых коммуникаций – что-то сродни пристрастию к табаку или алкоголю и является аддиктивным поведением. С того времени технологии прочно вошли во все сегменты нашей жизни, с их помощью люди учатся, работают, делают покупки – и таким образом время, проведённое в сети, теперь нельзя считать показателем каких-то отклонений в поведении человека. Значит, эти показатели, должны быть другими. Какими – и постарались выяснить Юлия Михайловна Перевозкина и кандидат психологических наук, доцент кафедры практической и специальной психологии НГПУ Альбина Сергеевна Тишкова. Итоги их исследования были подведены в статье, опубликованной в 3-м номере научно-практического журнала «Человеческий капитал» за 2024 год.
Исследователи протестировали 84 студентов НГПУ в возрасте от 19 до 24 лет, предложив им ответить на 40 вопросов анкеты. Результаты ответов на три из этих вопросов они проанализировали в статье.
– Два из вопросов звучали так: «Публикуете ли вы посты в личном профиле в наиболее часто используемой социальной сети?» и «Являетесь ли вы активным участником обсуждений каких-либо публикаций (постов) в социальных сетях?» Ответы показали, что у тех, кто больше погружен в интернет-среду не только по времени, но и по действиям, когнитивная составляющая представлена в меньшей степени. Интеллектуальные способности больше развиты у тех, кто менее активен в интернете. Но творческая составляющая, наоборот, выше у тех, кто в сети активнее, – рассказала Юлия Михайловна.
«Чем больше индивид проявляет активность в интернет-пространстве, обсуждая какие-либо публикации в социальных сетях, тем выше у него представлены способность предлагать разнообразные идеи, подходить к проблеме с разных сторон, использовать различные стратегии решения и оставаться долго открытым новому», – делают вывод авторы исследования.
Третий вопрос был таким: «В социальной сети вы предпочитаете создавать образ, который соответствует вам в реальной жизни?» Выяснилось, что те пользователи соцсетей, которые публикуют на своих страницах свои реальные фото, обладают более высоким интеллектуальным потенциалом, чем те, кто использует для самопрезентации другие изображения. При этом творческая составляющая у вторых снова выше, чем у первых.
Результаты этого исследования могут найти несколько вариантов применения. Один из них – это создание новых подходов к обучению студентов цифровой грамотности, выработке у них умений обезопасить себя в цифровом пространстве.
– Молодые люди, у которых творческая составляющая превалирует над интеллектуальной, не всегда понимают риски, с которыми сталкиваются в сети, и могут в итоге оказаться жертвами киберпреступности. Также важно научить современную молодёжь, которая привыкла доверять информации в интернете, искать её первоисточники, опираться на научные статьи, а не на те страницы, которые в первую очередь выдаются поисковиками при запросах, – поясняет Юлия Михайловна Перевозкина.
Другой актуальный аспект исследования лежит в плоскости психологии: страница в соцсети, точнее, используемые на ней изображения, могут говорить о психологических проблемах её владельца, выражающихся в непринятии себя, желании казаться лучше, быть востребованным, или в страхе самопрезентации.
Виталий Соловов
В журнале Института социальных связей Синьцзянского университета вышел перевод статьи профессора НГПУ Андрея Павловича Бородовского о средневековом кладе, найденном несколько лет назад в Хакасии.
20 июня стартовала приёмная кампания – 2025, и первые итоги уже показывают: профессия педагога становится всё более востребованной. Согласно данным Министерства просвещения России, за первые пять дней в подведомственные педвузы поступило 37 377 заявлений. Особое внимание — направлению 44.00.00 «Образование и педагогические науки», которое обогнало по числу заявлений ИТ, медицину и другие престижные специальности.