НГПУ
НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Умные или творческие: в НГПУ исследовали соцсети как «зеркало» когнитивных способностей


20 июля 2024

Что наши личные страницы в социальных сетях могут рассказать о нас самих, если на них нет ничего, кроме фотографии? Ответ на этот и другие вопросы, связанные с нашими следами в цифровом мире, даёт исследование, проведённое под руководством доктора психологических наук, профессора, заведующей кафедрой практической и специальной психологии НГПУ Юлии Михайловны Перевозкиной.

На заре массового распространения компьютерных технологий, в самом начале XXI века, считалось, что чрезмерная увлечённость Интернетом и другими средствами цифровых коммуникаций – что-то сродни пристрастию к табаку или алкоголю и является аддиктивным поведением. С того времени технологии прочно вошли во все сегменты нашей жизни, с их помощью люди учатся, работают, делают покупки – и таким образом время, проведённое в сети, теперь нельзя считать показателем каких-то отклонений в поведении человека. Значит, эти показатели, должны быть другими. Какими – и постарались выяснить Юлия Михайловна Перевозкина и кандидат психологических наук, доцент кафедры практической и специальной психологии НГПУ Альбина Сергеевна Тишкова. Итоги их исследования были подведены в статье, опубликованной в 3-м номере научно-практического журнала «Человеческий капитал» за 2024 год.

Исследователи протестировали 84 студентов НГПУ в возрасте от 19 до 24 лет, предложив им ответить на 40 вопросов анкеты. Результаты ответов на три из этих вопросов они проанализировали в статье.

– Два из вопросов звучали так: «Публикуете ли вы посты в личном профиле в наиболее часто используемой социальной сети?» и «Являетесь ли вы активным участником обсуждений каких-либо публикаций (постов) в социальных сетях?» Ответы показали, что у тех, кто больше погружен в интернет-среду не только по времени, но и по действиям, когнитивная составляющая представлена в меньшей степени. Интеллектуальные способности больше развиты у тех, кто менее активен в интернете. Но творческая составляющая, наоборот, выше у тех, кто в сети активнее, – рассказала Юлия Михайловна.

«Чем больше индивид проявляет активность в интернет-пространстве, обсуждая какие-либо публикации в социальных сетях, тем выше у него представлены способность предлагать разнообразные идеи, подходить к проблеме с разных сторон, использовать различные стратегии решения и оставаться долго открытым новому», – делают вывод авторы исследования.

Третий вопрос был таким: «В социальной сети вы предпочитаете создавать образ, который соответствует вам в реальной жизни?» Выяснилось, что те пользователи соцсетей, которые публикуют на своих страницах свои реальные фото, обладают более высоким интеллектуальным потенциалом, чем те, кто использует для самопрезентации другие изображения. При этом творческая составляющая у вторых снова выше, чем у первых.

Результаты этого исследования могут найти несколько вариантов применения. Один из них – это создание новых подходов к обучению студентов цифровой грамотности, выработке у них умений обезопасить себя в цифровом пространстве.

– Молодые люди, у которых творческая составляющая превалирует над интеллектуальной, не всегда понимают риски, с которыми сталкиваются в сети, и могут в итоге оказаться жертвами киберпреступности. Также важно научить современную молодёжь, которая привыкла доверять информации в интернете, искать её первоисточники, опираться на научные статьи, а не на те страницы, которые в первую очередь выдаются поисковиками при запросах, – поясняет Юлия Михайловна Перевозкина.

Другой актуальный аспект исследования лежит в плоскости психологии: страница в соцсети, точнее, используемые на ней изображения, могут говорить о психологических проблемах её владельца, выражающихся в непринятии себя, желании казаться лучше, быть востребованным, или в страхе самопрезентации.

Виталий Соловов

 

Поделиться:
ДРУГИЕ НОВОСТИ
11 июля

11 июля в Новосибирском государственном педагогическом университете прошло рабочее совещание по вопросам комплексного обновления инфраструктуры. Проект реализуется при поддержке Министерства просвещения Российской Федерации в рамках федерального проекта «Педагоги и наставники» национального проекта «Молодёжь и дети». Участниками встречи стали представители администрации университета, а также институтов и служб вуза.

11 июля

Приёмная кампания в НГПУ продолжается: к вечеру 10 июля в НГПУ было подано 32568 заявлений от 5959 поступающих, в том числе 10603 заявления лично подали 1662 абитуриента.

11 июля
Президент России Владимир Путин провел в Кремле совещание, посвященное вопросам образования. Как сообщает пресс-служба Минпросвещения России, в нем приняли участие заместитель Председателя Правительства России Дмитрий Чернышенко, Министр просвещения РФ Сергей Кравцов и Министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков.