logo

НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Научно-исследовательская лаборатория «Психологическая антропология и дифференциальная психология»

Научно-исследовательская лаборатория «Психологическая антропология и дифференциальная психология»

Руководитель НИЛ

Наталья Яковлевна Большунова, доктор психол. наук, профессор кафедры общей психологии и история психологии НГПУ

Адрес: ул. Вилюйская, 28, учебный корпус № 1, блок 2, кабинет № 403

Телефон: 8 (383) 244-00-95

E-mail: kafedra_psi@yandex.ru

Научно-исследовательская лаборатория «Психологическая антропология» образована в 2001 году по приказу №850-УМФ от 12.10.2001, в 2007 г. преобразована в лабораторию «Психологическая антропология и дифференциальная психология», является структурным подразделением факультета психологии НГПУ и осуществляет свою деятельность на материально-технической и кадровой базе кафедры общей психологии и истории психологии. НИЛ ПАиДП работает в рамках комплексной темы кафедры «Социокультурные детерминанты развития личности: механизмы, условия и факторы» и научной школы проф. Н.Я. Большуновой «Развитие индивидуальности и субъектности в формах детской субкультуры (социокультурное развитие в различных периодах детства и юности)»

Научный руководитель научно-исследовательской работы:

Большунова Наталья Яковлевна, доктор психол. наук, профессор кафедры общей психологии и история психологии. Отличник народного просвещения, заведующая лабораторией психологической антропологии и дифференциальной психологии Новосибирского государственного педагогического университета. Руководитель магистерских программ и аспирантуры НГПУ. Профессор кафедры военной педагогики и психологии Новосибирского военного института имени генерала армии И.К. Яковлева войск национальной гвардии Российской Федерации, Профессор кафедры психологии и педагогики факультета гуманитарного образования Новосибирского государственного технического университета.
Руководитель Новосибирского отделения Российского психологического общества. Член Федерации психологов образования России. Эксперт комплексной информационно-аналитической системы экспертизы образовательных проектов (КИАС). Член редколлегии журналов «Сибирский педагогический журнал» и «Развитие человека в современном мире». В рамках Национального конкурса «Золотая Психея» член Экспертного Совета (выбор финалистов по итогам 2019-2023).

В 1973 г. окончила факультет психологии Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова.

В 1981 г. защитила кандидатскую диссертацию, в 2007 г. - докторскую диссертацию на тему «Условия и средства развития субъектности».

С 1980 г. работает в Новосибирском государственном педагогическом университете.

Эксперт Первого открытого профессионального конкурса педагогов «Активные методы обучения в образовательном процессе» (дошкольное направление, 2010-2011 гг.) Международного Института Развития «ЭкоПро», образовательного портала Мой университет, факультета «Реформа образования»; ведущий эксперт Всероссийского конкурса Инновационных методов в дошкольном образовании (2010 – 2014 гг., Международный центр практической психологии, Омск).

Область научных интересов:

1.Организация образования дошкольников в формах игры средствами сказки
2.Социокультурное развитие как основание развития субъектности и индивидуальности в детском и юношеском возрасте
3.Прощение как социокультурное явление и условия его развития
4.Способности в структуре индивидуальности и их развитие
5. Развитие личности и индивидуальности курсантов военных вузов (на базе НВИ)

Авторские курсы, семинары:

Психология типов культур
Субъектность как социокультурное явление
Проблема субъекта и его развития в современной психологии
Организации образования дошкольников в формах игры средствами сказки
Медиация прощения в процессе примирения
Характер и его развитие в современных социокультурных условиях

Участник проектов:

Заведующая кафедрой психологии развития детей дошкольного возраста в МКДОУ «Детский сад № 362 комбинированного вида" (г.Новосибирск), научный руководитель разработки и внедрения концепции организации образования дошкольников в формах детской субкультуры, социокультурного развития дошкольников и младших школьников, развития у детей способности к прощению.

Научный руководитель МОУ начальная школа - детский сад «Зимородок» (г. Новосибирск), осуществляет разработку и внедрение концепции организации образования дошкольников в формах детской субкультуры, социокультурное развитие дошкольников и младших школьников, развитие у детей способности к прощению.

Научный руководитель лаборатории «Социокультурное развитие в едином образовательном пространстве школы и детского сада» на базе: МАДОУ д/с №7, 15, 22 и школ № 11 и №12 г. Бердска. Программа Социокультурное развитие дошкольников и младших школьников.

Осуществляется также сотрудничество по проблемам дифференциальной психологии с лабораторией дифференциальной психологии и психофизиологии Психологического института российской академии образования г. Москва (руководитель лаборатории доктор психологических наук, профессор Мухамед Каншобиевич Кабардов): участник гранта «Динамика нейро-когнитивного, эмоционального и личностного развития подростков в условиях системной цифровизации школьного образования», поддержанному грантом РФФИ № 19-29-14177 мк

Сотрудничество по проблемам социокультурного развития дошкольников и школьников, развития у детей способности к прощению с кафедрой психологии и общей педагогики в Новокузнецком институте (филиале) ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный университет» и центром социокультурного и духовно-нравственного развития человека «МИР» МБ НОУ «Лицей №111» г. Новокузнецк (руководитель Центра канд. психол. наук, доцент ФГБОУ ВО НФИ КемГУ Ольга Анатольева Устинова).

Сотрудничество по проблемам духовно-нравственного развития в форме регулярного участия в конференциях и совместных публикаций с лабораторией психологии личности Института психологии РАН.

Сотрудничество по проблемам социокультурного развития в форме регулярного участия в конференциях и совместных публикаций с кафедрой философии и юридической психологии Владивостокского государственного университета экономики и сервиса.

Авторские тесты, методики:

Образовательная программа и технология организации образования в формах детской субкультуры (на материале дошкольного возраста: Программа «Жар-птица» - организация образования дошкольников в формах игры средствами сказки); исследовательские диагностические методики, направленные на исследование аксиологической сферы субъекта: «Четыре вопроса», СКП (социокультурная позиция), диагностика способности к прощению у дошкольников и младших школьников и др.

По указанной проблематике лаборатории с защищено 19 кандидатских диссертаций.
Основные публикации:

Научный руководитель, а также научный руководитель в сотрудничестве со студентами, аспирантами, магистрантами, педагогами дошкольных и школьных учреждений имеет всего более 220 публикаций.

Основные:

Большунова Н.Я. Место сказки в дошкольном образовании// Вопросы психологии. 1993. № 5.
Большунова Н.Я. Субъектность как социокультурное явление. Новосибирск: Изд. НГПУ, 2005.
Большунова Н.Я. Социокультурное становление как основа духовно-нравственного развития дошкольников в формах детской субкультуры/ Проблемы нравственной и этической психологии в современной России (монография) /Отв. ред. М.И. Воловикова. М.: Изд-во « Институт психологии РАН», 2011.
Большунова Н.Я. Проблема характера: традиции и современность. Новосибирск: Изд. НГПУ, 2011. 235 с.
Большунова Н.Я. Поступок как восхождение к субъектности/ Нравственность современного российского общества: психологический анализ / Отв.ред.: А. Журавлев, А. Юревич. М.:Институт психологии РАН, 2012. С. 137 – 154.
Большунова Н.Я. Воспитание как социокультурное самоопределение личности (глава IV); Социокультурное воспитание в детстве (главаV)/ Личность в воспитании и воспитание личности: монография/ Н.П. Аникеева., Е.В. Киселева, Н.Н. Киселев, А.М. Сидоркин, Г.В. Винникова, В.П. Пивченко, Н.Я. Большунова; Мин-во образования и науки РФ, Новосиб. гос.пед.ун-т. Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2014. 91 с.
Natalia Ya. Bolshunova, Ekaterina O. Ermolova Possibilities of organizing education for preschool children in the forms of children's subculture/ Procedia - Social and Behavioral Sciences. Volume 233, 17 October 2016, Pages 377-381pp. DOI information: 10.1016/j.sbspro.2016.10.162. Reference: SBSPRO28367
Большунова Н.Я. Устинова О.А. «Вопросчивость» и «ответчивость» как внутренняя работа развития образа Я/Челпановские чтения 2016: Диалог научных школ Психологического института: Л.С. Выготский, Б.М. Теплов, Г.И. Челпанов Сборник научных материалов Всероссийской научно-практической конференции Москва, 15 ноября 2016. Альманах Научного архива Психологического института Выпуск 8/Составители, научные редакторы, ответственные выпуска: О.Е. Серова, Е.П. Гусева. Москва•Санкт-Петербург: Изд-во «Нестор-История 2016. С. 341 – 354
Большунова Н.Я. Устинова О.А. Детский конфликт: причины, последствия и возможности разрешения в контексте детской субкультуры// Сибирский педагогический журнал. 2017. № 6. С. 115 - 124
Социокультурное развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста (Коллективная монография в соавт. с педагогами и психологами Артеменко В.П., Клинникова З.С., Личманюк Е.И., Соколова Е.В., Откидышева Н.В., Савченко О.Е., Яшина В.В./ под редакцией Н.Я. Большуновой/ М-во образования и науки РФ, Новосиб.гос.пед.ун-т. - Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2017. – 297 с.
Большунова Н.Я. Устинова О.А. Особенности медиативного диалога с детьми дошкольного и младшего школьного возраста// Сибирский педагогический журнал. 2018. № 6. С. 42-55
Большунова Н.Я. Устинова О.А. Психологические и социокультурные смыслы прощения и развитие способности к нему/ Духовно-нравственные проблемы современной личности / Отв. ред. М. И. Воловикова, А. Л. Журавлев, А. В. Юревич. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2018. (Труды Института психологии РАН). С. 205 - 225
Большунова Н.Я. Кризис детства или кризис взрослости: проблема отношений детского и взрослого общества в современном мире// Развитие человека в современном мире. 2019. №1. С. 7-17
Большунова Н.Я. Кризис взрослости/ Индивидуальное, национальное и глобальное в сознании современного человека: новые идеи, проблемы, научные направления / Отв.ред. Н. В. Борисова, М. И. Воловикова, А. Л. Журавлев. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2020. С.346 – 358 doi: 10.38098/univ.2020.55.72.024
Большунова Н.Я. Возможности цифровой среды как средства актуализации внутреннего диалога и самораскрытия личности/ Самораскрытие способностей как внутренний диалог: когнитивные, метакогнитивные и экзистенциальные ресурсы человека: коллективная монография / под ред. В.С. Чернявской; Владивостокский государственный университет экономики и сервиса. – Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2021. С. 157 – 168

Цель и задачи НИЛ

Основной целью деятельности лаборатории «Психологическая антропология и дифференциальная психология» является обеспечение необходимых условий для наиболее полного использования и развития научного потенциала факультета психологии НГПУ в целом, отдельных его подразделений и сотрудников в области психологической науки, а также сопровождение научно-исследовательской деятельности аспирантов, магистрантов и студентов в области психологических знаний.

Основными задачами лаборатории «Психологическая антропология и дифференциальная психология» являются:

а ) развитие научных исследований и организация их выполнения на факультете психологии;
б ) разработка, апробация, стандартизация, валидизация нового диагностического инструментария;
в ) практическая реализация и внедрение полученных результатов в практическую и научно-исследовательскую деятельность психологов;
г ) научное и научно-методическое сотрудничество с учреждениями системы образования, здравоохранения и другими организациями;
д ) внедрение полученных результатов в учебный процесс по направлениям подготовки студентов;
е ) приобщение талантливых студентов (бакалавров, специалистов, магистрантов, аспирантов), к научным исследованиям на ранних стадиях обучения.

Основные виды деятельности НИЛ

Указанные задачи реализуются через следующие виды деятельности:

• теоретико-методологическое осмысление таких конструктов как «субъект и субъектность», «социокультурное и духовно-нравственное развитие», «прощение» и т.д.; исследование таких понятийно сложных феноменов, как «прощение на разных этапах возрастного развития», «отношение: субъектность и индивидуальность», «развитие субъектности» и т.д. и их развитие в разных возрастах.
• проведение научных исследований, организация экспериментальной работы и наращивание экспериментальных и эмпирических данных, проясняющих детерминацию и зависимость между личностными феноменами на разновозрастных выборках;
• содействие в организации и проведении профессиональных практик, в том числе НИР, разработки методических материалов практик и программ дисциплин ОПОП по направлениям подготовки укрупненной группы специальностей 37.00.00 Психология.
• обсуждение результатов научных исследований сотрудников Лаборатории, внешнее рецензирование публикаций, авторефератов диссертаций, дипломных работ по проблематике дифференциальной психологии, общей психологии и психологии личности, психологии развития в рамках научно-методических семинаров, круглых столов, научно-практических конференций и съездов;
• организация и руководство научно-исследовательской работой студентов (бакалавров, специалистов, магистрантов, аспирантов).
• организация, проведение и участие в различных научных мероприятиях (конференциях, фестивалях, онлайн-семинарах и т.д.) международного, Всероссийского и регионального уровней.
• редакционно-издательская работа с целью публикации научных и научно-методических трудов, отражающих результаты научных исследований сотрудников лаборатории (в том числе научных монографий, статей, сборников научных статей, учебников, учебных и учебно-методических пособий, учебных программ, хрестоматий и практикумов) по обозначенной проблематике.
• подготовка слушателей по программам дополнительного профессионального образования (программам профессиональной переподготовки, программам повышения квалификаций).

Оснащение:

Учебная аудитория № 405. Меловая аудиторная доска. Комплект специальной учебной мебели. Оснащена мультимедийным оборудованием (для демонстрации иллюстративного материала): компьютер с подключением к сети Интернет, проектор, интерактивная доска, акустика.

НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ