Руководитель НИЛ
Наталья Яковлевна Большунова, доктор психол. наук, профессор кафедры общей психологии и история психологии НГПУ
Адрес: ул. Вилюйская, 28, учебный корпус № 1, блок 2, кабинет № 403
Телефон: 8 (383) 244-00-95
E-mail: kafedra_psi@yandex.ru
Научно-исследовательская лаборатория «Психологическая антропология» образована в 2001 году по приказу №850-УМФ от 12.10.2001, в 2007 г. преобразована в лабораторию «Психологическая антропология и дифференциальная психология», является структурным подразделением факультета психологии НГПУ и осуществляет свою деятельность на материально-технической и кадровой базе кафедры общей психологии и истории психологии. НИЛ ПАиДП работает в рамках комплексной темы кафедры «Социокультурные детерминанты развития личности: механизмы, условия и факторы» и научной школы проф. Н.Я. Большуновой «Развитие индивидуальности и субъектности в формах детской субкультуры (социокультурное развитие в различных периодах детства и юности)»
Научный руководитель научно-исследовательской работы:
Большунова Наталья Яковлевна, доктор психол. наук, профессор кафедры общей психологии и история психологии. Отличник народного просвещения, заведующая лабораторией психологической антропологии и дифференциальной психологии Новосибирского государственного педагогического университета. Руководитель магистерских программ и аспирантуры НГПУ. Профессор кафедры военной педагогики и психологии Новосибирского военного института имени генерала армии И.К. Яковлева войск национальной гвардии Российской Федерации, Профессор кафедры психологии и педагогики факультета гуманитарного образования Новосибирского государственного технического университета. Руководитель Новосибирского отделения Российского психологического общества. Член Федерации психологов образования России. Эксперт комплексной информационно-аналитической системы экспертизы образовательных проектов (КИАС). Член редколлегии журналов «Сибирский педагогический журнал» и «Развитие человека в современном мире». В рамках Национального конкурса «Золотая Психея» член Экспертного Совета (выбор финалистов по итогам 2019-2023).
В 1973 г. окончила факультет психологии Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова.
В 1981 г. защитила кандидатскую диссертацию, в 2007 г. - докторскую диссертацию на тему «Условия и средства развития субъектности».
С 1980 г. работает в Новосибирском государственном педагогическом университете.
Эксперт Первого открытого профессионального конкурса педагогов «Активные методы обучения в образовательном процессе» (дошкольное направление, 2010-2011 гг.) Международного Института Развития «ЭкоПро», образовательного портала Мой университет, факультета «Реформа образования»; ведущий эксперт Всероссийского конкурса Инновационных методов в дошкольном образовании (2010 – 2014 гг., Международный центр практической психологии, Омск).
Область научных интересов:
1.Организация образования дошкольников в формах игры средствами сказки 2.Социокультурное развитие как основание развития субъектности и индивидуальности в детском и юношеском возрасте 3.Прощение как социокультурное явление и условия его развития 4.Способности в структуре индивидуальности и их развитие 5. Развитие личности и индивидуальности курсантов военных вузов (на базе НВИ)
Авторские курсы, семинары:
Психология типов культур Субъектность как социокультурное явление Проблема субъекта и его развития в современной психологии Организации образования дошкольников в формах игры средствами сказки Медиация прощения в процессе примирения Характер и его развитие в современных социокультурных условиях
Участник проектов:
Заведующая кафедрой психологии развития детей дошкольного возраста в МКДОУ «Детский сад № 362 комбинированного вида" (г.Новосибирск), научный руководитель разработки и внедрения концепции организации образования дошкольников в формах детской субкультуры, социокультурного развития дошкольников и младших школьников, развития у детей способности к прощению.
Научный руководитель МОУ начальная школа - детский сад «Зимородок» (г. Новосибирск), осуществляет разработку и внедрение концепции организации образования дошкольников в формах детской субкультуры, социокультурное развитие дошкольников и младших школьников, развитие у детей способности к прощению.
Научный руководитель лаборатории «Социокультурное развитие в едином образовательном пространстве школы и детского сада» на базе: МАДОУ д/с №7, 15, 22 и школ № 11 и №12 г. Бердска. Программа Социокультурное развитие дошкольников и младших школьников.
Осуществляется также сотрудничество по проблемам дифференциальной психологии с лабораторией дифференциальной психологии и психофизиологии Психологического института российской академии образования г. Москва (руководитель лаборатории доктор психологических наук, профессор Мухамед Каншобиевич Кабардов): участник гранта «Динамика нейро-когнитивного, эмоционального и личностного развития подростков в условиях системной цифровизации школьного образования», поддержанному грантом РФФИ № 19-29-14177 мк
Сотрудничество по проблемам социокультурного развития дошкольников и школьников, развития у детей способности к прощению с кафедрой психологии и общей педагогики в Новокузнецком институте (филиале) ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный университет» и центром социокультурного и духовно-нравственного развития человека «МИР» МБ НОУ «Лицей №111» г. Новокузнецк (руководитель Центра канд. психол. наук, доцент ФГБОУ ВО НФИ КемГУ Ольга Анатольева Устинова).
Сотрудничество по проблемам духовно-нравственного развития в форме регулярного участия в конференциях и совместных публикаций с лабораторией психологии личности Института психологии РАН.
Сотрудничество по проблемам социокультурного развития в форме регулярного участия в конференциях и совместных публикаций с кафедрой философии и юридической психологии Владивостокского государственного университета экономики и сервиса.
Авторские тесты, методики:
Образовательная программа и технология организации образования в формах детской субкультуры (на материале дошкольного возраста: Программа «Жар-птица» - организация образования дошкольников в формах игры средствами сказки); исследовательские диагностические методики, направленные на исследование аксиологической сферы субъекта: «Четыре вопроса», СКП (социокультурная позиция), диагностика способности к прощению у дошкольников и младших школьников и др.
По указанной проблематике лаборатории с защищено 19 кандидатских диссертаций. Основные публикации:
Научный руководитель, а также научный руководитель в сотрудничестве со студентами, аспирантами, магистрантами, педагогами дошкольных и школьных учреждений имеет всего более 220 публикаций.
Основные:
Большунова Н.Я. Место сказки в дошкольном образовании// Вопросы психологии. 1993. № 5. Большунова Н.Я. Субъектность как социокультурное явление. Новосибирск: Изд. НГПУ, 2005. Большунова Н.Я. Социокультурное становление как основа духовно-нравственного развития дошкольников в формах детской субкультуры/ Проблемы нравственной и этической психологии в современной России (монография) /Отв. ред. М.И. Воловикова. М.: Изд-во « Институт психологии РАН», 2011. Большунова Н.Я. Проблема характера: традиции и современность. Новосибирск: Изд. НГПУ, 2011. 235 с. Большунова Н.Я. Поступок как восхождение к субъектности/ Нравственность современного российского общества: психологический анализ / Отв.ред.: А. Журавлев, А. Юревич. М.:Институт психологии РАН, 2012. С. 137 – 154. Большунова Н.Я. Воспитание как социокультурное самоопределение личности (глава IV); Социокультурное воспитание в детстве (главаV)/ Личность в воспитании и воспитание личности: монография/ Н.П. Аникеева., Е.В. Киселева, Н.Н. Киселев, А.М. Сидоркин, Г.В. Винникова, В.П. Пивченко, Н.Я. Большунова; Мин-во образования и науки РФ, Новосиб. гос.пед.ун-т. Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2014. 91 с. Natalia Ya. Bolshunova, Ekaterina O. Ermolova Possibilities of organizing education for preschool children in the forms of children's subculture/ Procedia - Social and Behavioral Sciences. Volume 233, 17 October 2016, Pages 377-381pp. DOI information: 10.1016/j.sbspro.2016.10.162. Reference: SBSPRO28367 Большунова Н.Я. Устинова О.А. «Вопросчивость» и «ответчивость» как внутренняя работа развития образа Я/Челпановские чтения 2016: Диалог научных школ Психологического института: Л.С. Выготский, Б.М. Теплов, Г.И. Челпанов Сборник научных материалов Всероссийской научно-практической конференции Москва, 15 ноября 2016. Альманах Научного архива Психологического института Выпуск 8/Составители, научные редакторы, ответственные выпуска: О.Е. Серова, Е.П. Гусева. Москва•Санкт-Петербург: Изд-во «Нестор-История 2016. С. 341 – 354 Большунова Н.Я. Устинова О.А. Детский конфликт: причины, последствия и возможности разрешения в контексте детской субкультуры// Сибирский педагогический журнал. 2017. № 6. С. 115 - 124 Социокультурное развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста (Коллективная монография в соавт. с педагогами и психологами Артеменко В.П., Клинникова З.С., Личманюк Е.И., Соколова Е.В., Откидышева Н.В., Савченко О.Е., Яшина В.В./ под редакцией Н.Я. Большуновой/ М-во образования и науки РФ, Новосиб.гос.пед.ун-т. - Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2017. – 297 с. Большунова Н.Я. Устинова О.А. Особенности медиативного диалога с детьми дошкольного и младшего школьного возраста// Сибирский педагогический журнал. 2018. № 6. С. 42-55 Большунова Н.Я. Устинова О.А. Психологические и социокультурные смыслы прощения и развитие способности к нему/ Духовно-нравственные проблемы современной личности / Отв. ред. М. И. Воловикова, А. Л. Журавлев, А. В. Юревич. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2018. (Труды Института психологии РАН). С. 205 - 225 Большунова Н.Я. Кризис детства или кризис взрослости: проблема отношений детского и взрослого общества в современном мире// Развитие человека в современном мире. 2019. №1. С. 7-17 Большунова Н.Я. Кризис взрослости/ Индивидуальное, национальное и глобальное в сознании современного человека: новые идеи, проблемы, научные направления / Отв.ред. Н. В. Борисова, М. И. Воловикова, А. Л. Журавлев. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2020. С.346 – 358 doi: 10.38098/univ.2020.55.72.024 Большунова Н.Я. Возможности цифровой среды как средства актуализации внутреннего диалога и самораскрытия личности/ Самораскрытие способностей как внутренний диалог: когнитивные, метакогнитивные и экзистенциальные ресурсы человека: коллективная монография / под ред. В.С. Чернявской; Владивостокский государственный университет экономики и сервиса. – Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2021. С. 157 – 168 Цель и задачи НИЛ Основной целью деятельности лаборатории «Психологическая антропология и дифференциальная психология» является обеспечение необходимых условий для наиболее полного использования и развития научного потенциала факультета психологии НГПУ в целом, отдельных его подразделений и сотрудников в области психологической науки, а также сопровождение научно-исследовательской деятельности аспирантов, магистрантов и студентов в области психологических знаний.
Основными задачами лаборатории «Психологическая антропология и дифференциальная психология» являются:
а ) развитие научных исследований и организация их выполнения на факультете психологии; б ) разработка, апробация, стандартизация, валидизация нового диагностического инструментария; в ) практическая реализация и внедрение полученных результатов в практическую и научно-исследовательскую деятельность психологов; г ) научное и научно-методическое сотрудничество с учреждениями системы образования, здравоохранения и другими организациями; д ) внедрение полученных результатов в учебный процесс по направлениям подготовки студентов; е ) приобщение талантливых студентов (бакалавров, специалистов, магистрантов, аспирантов), к научным исследованиям на ранних стадиях обучения.
Основные виды деятельности НИЛ
Указанные задачи реализуются через следующие виды деятельности:
• теоретико-методологическое осмысление таких конструктов как «субъект и субъектность», «социокультурное и духовно-нравственное развитие», «прощение» и т.д.; исследование таких понятийно сложных феноменов, как «прощение на разных этапах возрастного развития», «отношение: субъектность и индивидуальность», «развитие субъектности» и т.д. и их развитие в разных возрастах. • проведение научных исследований, организация экспериментальной работы и наращивание экспериментальных и эмпирических данных, проясняющих детерминацию и зависимость между личностными феноменами на разновозрастных выборках; • содействие в организации и проведении профессиональных практик, в том числе НИР, разработки методических материалов практик и программ дисциплин ОПОП по направлениям подготовки укрупненной группы специальностей 37.00.00 Психология. • обсуждение результатов научных исследований сотрудников Лаборатории, внешнее рецензирование публикаций, авторефератов диссертаций, дипломных работ по проблематике дифференциальной психологии, общей психологии и психологии личности, психологии развития в рамках научно-методических семинаров, круглых столов, научно-практических конференций и съездов; • организация и руководство научно-исследовательской работой студентов (бакалавров, специалистов, магистрантов, аспирантов). • организация, проведение и участие в различных научных мероприятиях (конференциях, фестивалях, онлайн-семинарах и т.д.) международного, Всероссийского и регионального уровней. • редакционно-издательская работа с целью публикации научных и научно-методических трудов, отражающих результаты научных исследований сотрудников лаборатории (в том числе научных монографий, статей, сборников научных статей, учебников, учебных и учебно-методических пособий, учебных программ, хрестоматий и практикумов) по обозначенной проблематике. • подготовка слушателей по программам дополнительного профессионального образования (программам профессиональной переподготовки, программам повышения квалификаций). Оснащение:
Учебная аудитория № 405. Меловая аудиторная доска. Комплект специальной учебной мебели. Оснащена мультимедийным оборудованием (для демонстрации иллюстративного материала): компьютер с подключением к сети Интернет, проектор, интерактивная доска, акустика.