logo

НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Научно-исследовательская лаборатория «Возрастной психологии и психологии развития»

Научно-исследовательская лаборатория «Возрастной психологии и психологии развития»

Руководитель научно-исследовательской лаборатории «Возрастной психологии и психологии развития»

Екатерина Олеговна Шамшикова, кандидат психологических наук, доцент

Адрес: 620126, ул. Вилюйская, 28, ФГБОУ ВО «НГПУ», факультет психологии, кабинет № 405 (4 этаж 1 учебного корпуса)

Телефон: 8 (383) 244-00-95

E-mail: kafedra_psi@yandex.ru

Научно-исследовательская лаборатория «Возрастной психологии и психологии развития» существует с 2001 года (№ приказ об открытии НИЛ 850 – УМФ от 12.10.01), является структурным подразделением факультета психологии НГПУ и осуществляет свою деятельность на материально-технической и кадровой базе кафедры общей психологии и истории психологии. НИЛ ВПиПР работает в рамках комплексной темы кафедры «Социокультурные детерминанты развития личности: механизмы, условия и факторы» и занимается разработкой и исследованием темы «Динамика психологического пространства: трансформации нарциссизма».

Основной целью деятельности лаборатории «Возрастная психология и психология развития» является обеспечение необходимых условий для наиболее полного использования и развития научного потенциала факультета психологии НГПУ в целом, отдельных его подразделений и сотрудников, аспирантов, магистрантов, бакалавров в области психологической науки.

Руководитель:

Екатерина Олеговна Шамшикова, кандидат психологических наук, доцент, профессор кафедры общей психологии и истории психологии факультета психологии.

В 2006 г. окончила факультет психологии НГПУ по специальности «Психолог. Преподаватель Психологии», специализация «Клиническая психология».

В 2010 г. защитила кандидатскую диссертацию по теме «Нарциссические корреляты психологического пространства личности» по специальности 19.00.01 – общая психология, психология личности, история психологии.

В декабре 2013 г. присвоено ученое звание доцента по кафедре общей психологии и истории психологии.

На данный момент является: руководит магистерской программой «Психология развития» по направлению 37.04.01 Психология; председателем учебно-методического совета факультета психологии; членом Общероссийской общественной организации «Федерация психологов образования».

Сотрудники лаборатории:

Шамшикова Ольга Александровна, кандидат психологических наук, профессор кафедры общей психологии и истории психологии;

Зорькина Ольга Сергеевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры общей психологии и истории психологии;

Галюк Наталья Андреевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры общей психологии и истории психологии;

Александрова Алла Алексеевна, методист кафедры общей психологии и истории психологии.

Область научных интересов: психология развития и возрастная психология; современный психоанализ: теория и практика; клиническая психология и психологическое консультирование; педагогическая психология.

Направления деятельности:

·           Психологическое пространство личности – развитие и организация

·           Роль личностных феноменов в организации психологического пространства и трансформациях нарциссизма.

·           Проблемы развития психики в норме и патологии;

·           Методы оказания консультативной и психотерапевтической помощи взрослы и детям;

·           Проблемы обучения и воспитания детей и подростков в современных условиях.

Основными задачами лаборатории «Возрастная психология и психология развития» являются:

а ) развитие научных исследований и организация их выполнения на факультете психологии;

б ) разработка, апробация, стандартизация, валидизация нового диагностического инструментария;

в ) практическая реализация и внедрение полученных результатов в практическую и научно-исследовательскую деятельность психологов;

г ) научное и научно-методическое сотрудничество с учреждениями системы образования, здравоохранения и другими организациями;

д ) внедрение полученных результатов в учебный процесс;

е ) приобщение талантливых студентов (бакалавров, специалистов, магистрантов, аспирантов), к научным исследованиям на ранних стадиях обучения.

Указанные задачи реализуются через следующие виды деятельности:

·           теоретико-методологическое осмысление таких конструктов как «психологическое пространство личности», «нарциссические проявления личности» и т.д.; исследование таких понятийно сложных феноменов, как «психологические границы», «временная перспектива», «идентичность личности» и других личностных конструктов, и их развитие в онтогенезе.

·           проведение научных исследований, организация экспериментальной работы и наращивание экспериментальных и эмпирических данных, проясняющих детерминацию и зависимость между личностными феноменами на разновозрастных выборках;

·           содействие в организации и проведении профессиональных практик, в том числе НИР и НИД, разработки методических материалов практик и программ дисциплин ОПОП по направлениям подготовки укрупненной группы специальностей 37.00.00 Психология.

·           обсуждение результатов научных исследований сотрудников Лаборатории, внешнее рецензирование публикаций, авторефератов диссертаций, дипломных работ по проблематике истории и методологии психологии развития, избранных проблем психологии развития и возрастной психологии в рамках научно-методических семинаров, круглых столов, научно-практических конференций и съездов;

·           организация и руководство научно-исследовательской работой студентов (бакалавров, специалистов, магистрантов, аспирантов).

·           организация, проведение и участие в различных научных мероприятиях (конференциях, фестивалях, онлайн-семинарах и т.д.). международного, Всероссийского и регионального уровней.

·           редакционно-издательская работа с целью публикации научных и научно-методических трудов, отражающих результаты научных исследований сотрудников Лаборатории (в том числе научных монографий, статей, сборников научных статей, учебников, учебных и учебно-методических пособий, учебных программ, хрестоматий и практикумов) по обозначенной проблематике.

·           подготовка слушателей по программам дополнительного профессионального образования (программам профессиональной переподготовки, программам повышения квалификаций).

Оснащение:

Учебная аудитория № 405. Меловая аудиторная доска. Комплект специальной учебной мебели. Оснащена мультимедийным оборудованием (для демонстрации иллюстративного материала): компьютер с подключением к Интернет, проектор, интерактивная доска, акустика.

Важнейшие публикации:

Ермолова Е.О. Особенности функций психологических границ и коммуникативных способностей в период ранней юности // Развитие человека в современном мире. 2020. № 2. С. 55-68.

Шамшикова О.А., Горбатовская Е.А. Особенности психических процессов у младших школьников с разным уровнем школьной успеваемости // Развитие человека в современном мире. 2020. № 2. С. 7-29.

Ермолова Е.О. темпоральные характеристики психологических границ личности // Вестник Владимирского государственного университета им. Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых. Серия: Педагогические и психологические науки. 2020. № 40 (59). С. 124-135.

Зорькина О.С. К вопросу о юношеском возрасте: представления о студентах «нового поколения» и психологической готовности к обучению в вВУЗе // Развитие человека в современном мире. 2020. № 1. С. 60-70.

Ермолова Е.О., Тютюникова Н.В. Особенности нарциссических проявлений личности в условиях сетевой коммуникации // Развитие человека в современном мире. 2019. № 4. С. 53-65.

Шамшикова О.А., Галюк Н.А., Александрова А.А. К вопросу о структурных компонентах интеллектуальной активности личности в период юности // Развитие человека в современном мире. 2019. № 4. С. 34-43.

Зорькина О.С. Коммуникативная и лингвистическая креативность личности студента как показатели эффективности усвоения иностранного языка в условиях активизации мотива профессиональной направленности // Актуальные проблемы филологии и методики преподавания иностранных языков. 2019. № 13. С. 94-101.

Ермолова Е.О. Феноменология временной перспективы и психологических границ личности // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2019. Т. 25. № 3. С. 40-44.

Ермолова Е.О., Тютюникова Н.В. значение сетевой коммуникации и виртуального интернет-пространства в жизни человека и развитии личности // СМАЛЬТА. 2019. № 2. С. 16-24.

Ермолова Е.О. Особенности эмоционального интеллекта у лиц с разными типами психологических границ // Профессиональное образование в современном мире. 2019. Т. 9. № 1. С. 2581-2588.

Шамшикова О.А., Клепикова Н.М., Тайгулова Г.С. психометрический анализ методики «Диагностика форм самосознания» З. Заборовски и А. Олешкевич // Системная психология и социология. 2018. № 1 (25). С. 13-25.

Зорькина О.С. Психолингвистический анализ способностей к овладению иностранным языком: когнитивный и личностный аспекты // Иностранные языки: лингвистические и методические аспекты. 2018. № 40. С. 228-233.


Лазебная М.А., Зорькина О.С. Взаимосвязь свойств темперамента и профессиональной направленности личности в подростковом возрасте  // Скиф. Вопросы студенческой науки. 2018. № 5 (21). С. 27-31.

Shamshikova O.A., Ermolova E.O., Belashina T.V. Expression of individual psychological personality traits depending on the level of anger repression (a case study of a sample group of law enforcement officers) // Third International Conference on Humanity and Social Science (ICHSS2017). Сonference proceedings. 2017. С. 188-192.

Ермолова Е.О., Шамшикова О.А., Щемель А.О. Влияние способов совладающего поведения на социально-психологический климат в структурных подразделениях ОВД // Сибирский педагогический журнал. 2017. № 3. С. 103-108.

Зорькина О.С. Современное «бунтующее отрочество» глазами будущих педагогов // Научно-методический электронный журнал Концепт. 2017. № Т31. С. 1476-1480.

Ермолова Е.О., Шамшикова О.А., Пидкоша О.В. Особенности социально-психологической адаптации личности с разными типами психологических границ к служебной деятельности // Мир науки, культуры, образования. 2017. № 3 (64). С. 258-262.

Bolshunova N.Ya., Ermolova E.O. Possibilities of organizing education for preschool children in the forms of childrens subculture // Procedia - Social and Behavioral Sciences (см. в книгах). 2016. Т. 233. С. 377-381.

Зорькина О.С. Свойства темперамента как периферические компоненты отдельных типов лингвистических способностей (на примере старшего подросткового возраста) // Развитие человека в современном мире. 2017. № 1. С. 104-111.

Шамшикова Е.О., Архипова Т.С. Специфика временной перспективы личности с разными типами психологических границ // Журнал практического психолога. 2015. № 4. С. 57-70.

Шамшикова, Е. О. Особенности взаимосвязи типов психологических границ и защитных механизмов личности в старшем подростковом возрасте (межнациональные различия) / Е. О. Шамшикова // Сибирский педагогический журнал. – 2014. – № 4. – С. 178–185.

Шамшикова, Е.О. Детерминация нарциссизма в организации психологического пространства личности. – [Электронное научное издание]. – Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. – № 3. – 2013. – С. 24-37. – режим доступа - http://vestnik.nspu.ru.

Шамшикова Е.О., Шамшикова О.А., Рехлова В.И. Взаимосвязь психологических границ и статусов эго-идентичности у однополых близнецов // Сибирский педагогический журнал. – № 3. – 2013. – С.184-190.

Шамшикова Е.О., Рехлова В.И. Специфика гуманофункций «Я» у лиц с различными статусами идентичности / Развитие человека в современном мире: материалы IV Всероссийской научно-практической интернет-конференции с международным участием (г. Новосибирск, 16-18 апреля 2013 г.) // Под науч. ред. Н.Я. Большуновой, О.А. Шамшиковой. – Новосибирск: Изд. НГПУ, 2013. – С.186-190.

Шамшикова Е.О. Модельные характеристики переходных форм нарциссизма // Сборник материалов: V Съезд Общероссийской общественной организации «Российское психологическое общество». Материалы участников съезда. Т. III. – М.: РПО, 2012. – С. 206-207.

Шамшикова Е.О., Архипова Т.С. Особенности временной перспективы личности с условно сохранными психологическими границами // Развитие человека в современном мире: материалы III Всероссийской научно-практической Интернет-конференции с международным участием / Под науч. ред. О.А. Шамшиковой, Н.Я. Большуновой. Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2012. – С.277-287.

Шамшикова О.А, Волохова В.И., Шамшикова Е.О. Развитие психологических границ в онтогенезе // Развитие человека в современном мире: материалы III Всероссийской научно-практической Интернет-конференции с международным участием / Под науч. ред. О.А. Шамшиковой, Н.Я. Большуновой. Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2012. – С.272-277.

Shamshikova E.O., Shamshikova O.A., Klepikova N.M. Isolation versus Communion. Model Characteristics of Narcissistic Personality Types // International Proceedings of Economics Development and Research // Materials of the 2nd International Conference on Behavioral, Cognitive and Psychological Sciences. – Singapore: IACSIT Press. – 2011. – V. 23. – P. 17-23.

Klepikova N.M., Shamshikova O.A., Shamshikova E.O. Narcissism research on a Russian sample // International Proceedings of Economics Development and Research // Materials of the 2nd International Conference on Behavioral, Cognitive and Psychological Sciences. – Singapore: IACSIT Press. – 2011. – V. 23. – P. 23-28.

Shamshikova O.A., Nesterova S.B. Nartsissic correlates of personal self-evaluation in adolescence // // Materials of the 2nd International Conference on Behavioral, Cognitive and Psychological Sciences. – Singapore: IACSIT Press. – 2011. – V. 23. – P. 28-39.

Шамшикова Е.О., Волохова В.И. Адаптация зарубежного опросника «Границы в психике» Эрста Хартманна // Развитие человека в современном мире: материалы II Всероссийской научно-практической конференции с международным участием / Под науч. ред. О.А. Шамшиковой, Н.Я. Большуновой. Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2011.

Шамшикова Е.О., Петровская Т.Ю. К вопросу о дифференциации критериев нормального и клинического нарциссизма // Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции «Теоретические и прикладные проблемы клинической психологии». АОУ ВПО «ЛГУ им. А.С. Пушкина» – СПб.: АЙСИНГ, 2011. – С. 68-72.

Шамшикова Е.О. Адаптация зарубежной методики «Границы Я» Н. Браун (N. Brown). – Мир науки, культуры, образования. – Горно-Алтайск. – 2009. – №4 (16). – С.167-174.

Шамшикова О. А. Нарциссические проявления личности как образующие континуума переходных форм существования «Границ Я» / О. А. Шамшикова, Е. О. Шамшикова // Мир науки, культуры, образования. – 2009. – № 7-2. – С. 265–270.

Шамшикова Е. О. К вопросу о взаимосвязи частоты нарушения границ «Я», степени выраженности нарциссических черт личности и статусе ее идентичности / Е. О. Шамшикова, Т. Ю. Петровская // Мир науки, культуры, образования. – 2009. – № 7-2. – С. 259–265.

Монографии:

Зорькина О.С. Психологическая природа лингвистических способностей //
Новосибирск, 2018.

Шамшикова, О.А., Клепикова Н.М. Психология нарциссизма: операционализация и верификация феномена = Psychology of narcissism: Operationalisation and verification of the phenomenon. – Новосиб. гос. пед. ун-т. - Новосибирск: НГПУ, 2013. - 295 с.

Шамшикова О.А., Шамшикова Е.О. Психологическое пространство личности в эпоху нарциссизма. – Germany: Lambert Academic Publishing, Неinrich-Bocking-Str. Saarbrucken, 2011. – 280 pp.

Учебно-методические издания:

Ермолова Е.О., Шамшикова О.А. Психология развития и возрастная психология.
Мультимедийное учебное электронное издание / Новосибирский государственный педагогический университет, Институт открытого дистанционного образования. Новосибирск, 2019.

Ермолова Е.О. Детский психоанализ. Электронное мультимедийное учебно-методическое пособие: 1 CD-R / Новосибирский государственный педагогический университет, Институт открытого дистанционного образования. Новосибирск, 2018.

Ермолова Е.О. Введение в психоанализ. Электронное учебно-методическое пособие: 1 CD-R / Новосибирский государственный педагогический университет, Институт открытого дистанционного образования. Новосибирск, 2018.

Шамшикова О.А., Ермолова Е.О., Белашина Т.В. Общий психологический практикум. Учебное пособие в 2 частях / Новосибирский государственный педагогический университет. Новосибирск, 2015. Том Часть 1.

Шамшикова О.А., Ермолова Е.О., Белашина Т.В. Общий психологический практикум. Учебное пособие в 2 частях / Новосибирский государственный педагогический университет. Новосибирск, 2015. Том Часть 2.

Шамшикова Е.О. Жестокое обращение с детьми и подростками: учебно-методическое пособие по направлениям 44.04.02 «Психолого-педагогическое образование», 44.05.01 «Педагогика и психология девиантного поведения» / сост. Е.О. Шамшикова. – Новосибирск: Изд. ФГБОУ ВПО НГПУ, 2014. – 271 с.

Шамшикова Е.О., Шамшикова О.А. Психология развития и возрастная психология: учебно-методический комплекс по направлению 030300.62 «Психология» / сост. Е.О. Шамшикова, О.А. Шамшикова. – Новосибирск: Изд. ФГБОУ ВПО НГПУ, 2013. – 288 с.

Зорькина О.С. Практикум по возрастной психологии: учебно-методическое пособие / О. С. Зорькина; Новосиб. гос. пед. ун-т. - Новосибирск: НГПУ, 2012. - 134 с. 


НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ