НГПУ
НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Научно-исследовательская лаборатория «Психологических практикумов в образовательном процессе»

Научный сотрудник

Мария Александровна Анциферова

Адрес: г. Новосибирск, ул. Вилюйская, 28, ФГБОУ ВО «НГПУ», 1 учебный корпус, кабинет 404

Телефон: 8 (383) 244-18-93

E-mail: nil-ppop@nspu.ru

Лаборант

Полина Васильевна Петровская


Основные направления деятельности лаборатории:

  1. Организация экспериментальной работы: планирование и проведение исследований по разработке, апробации, стандартизированию, валидизации новых диагностических материалов, методик, тестов, опросников, проективных методов.
  2. Проведение научно-практических конференций, научно-методических семинаров и круглых столов с целью обсуждения результатов научных исследований сотрудников НИЛ по проблематике социализации личности в образовательном процессе.
  3. Публикация научных и научно- методических трудов, отражающих результаты научных исследований сотрудников НИЛ (в том числе научных монографий, статей, сборников научных работ, учебников, учебных и учебно-методических пособий) по проблематике социализации личности в образовательном процессе.
  4. Приобщение студентов, обучающихся по соответствующим специальностям, к научным исследованиям по проблемам научно-исследовательской лаборатории.
  5. Установление контактов и развитие сотрудничества с ведущими специалистами соответствующего научного направления города Новосибирска, других городов России и за рубежом.

Функциональные возможности лаборатории.

Оборудование:

  • интерактивная доска
  • системный блок
  • клавиатура
  • мышь
  • колонки
  • проектор
  • экран настенный

Программное обеспечение:

  • Операционная система Microsoft Windows;
  • Офисная программа MicrosoftOffice;
  • Антивирусное программное обеспечение Лаборатория Касперского Kaspersky Endpoint Security;
  • Веб-браузер Google Chrome (Бесплатная);
  • Microsoft Teams.
Профессиональный компьютерный полиграф «Диана-04М +», включающий:

• датчик кожногальванической реакции (КГР);
• датчик верхнего (грудного) дыхания (ВДХ);
• датчик нижнего (диафрагмального) дыхания (НДХ);
• датчик пьезоплетизмограммы (ППГ);
• датчик фотоплетизмограммы (ФПГ);
• датчик двигательной активности (ТРМ1);
• датчик мимики лица (ТРМ2);
• датчик артериального давления (АД).

Методическое обеспечение диагностических процедур:

• методика «Калейдоскоп»
• тест Люшера
• тест Роршаха
• тест Векслера
• тест Гилфорда
• методика ТАТ
• методика «Сказочный проективный тест»»
• тест креативности Торренса
• тест Равена
• методика ММИЛ

Основные научные результаты: научная деятельность сотрудников лаборатории связана с разработкой новых диагностических и исследовательских методов, по результатам которой получено четыре патента на изобретение в области оценки психоэмоционального уровня детей и подростков, психологического и психосоциального профиля личности. По результатам выполненных научно-исследовательских работ, а также по итогам научно-практических конференций, ежегодно издаются сборники статей и тезисов, в которых наряду с научными статьями преподавателей, публикуются и работы студентов. Проводятся регулярные онлайн семинары как всероссийского, так и международного уровня

Важнейшие публикации

  1. Перевозкина Ю.М., Тишкова А.С., Ганпанцурова О.Б., Гречухина А.А., Елистратова Д.Э. Система преемственности наставничества на разных уровнях образования: нормативно-правовая база, научное и методическое сопровождение. Свидетельство о регистрации базы данных RU 2025622795, 26.06.2025. Заявка № 2025622285 от 11.06.2025.
  2. Тишкова А.С. Роль наставничества в профессиональной деятельности преподавателя в условиях образовательной среды вуза // В сборнике: Ценностная самоидентификация будущего профессионала в цифровой образовательной среде. Сборник научных статей по итогам Международной научной конференции. Кемерово, 2025. С. 85-87.
  3. Перевозкина Ю.М., Тишкова А.С. Личностные качества эффективного наставника в современном образовательном процессе // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2025. № 10 (248). С. 227-237.
  4. Сорокоумова С.Н., Тишкова А.С. Наставничество студентов-дефектологов в процессе реализации профессиональной практики в специальных и инклюзивных образовательных учреждениях // Смальта. 2025. № 3. С. 94-109.
  5. Перевозкина Ю.М., Гречухина А.А., Перевозкин М.С. Структурная организация наставничества как системы формирования профессиональной идентичности в образовательном пространстве // В сборнике: Ценностная самоидентификация будущего профессионала в цифровой образовательной среде. Сборник научных статей по итогам Международной научной конференции. Кемерово, 2025. С. 82-84.
  6. Перевозкина Ю.М., Нестерова С.Б. Ролевая идентичность в профессиональном самоопределении подростков // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. 2025. Т. 14. № 6-1. С. 60-73.
  7. Перевозкина Ю.М., Елистратова Д.Э. Взаимосвязь ценностей и профессиональной идентичности студентов в условиях смешанного обучения в вузе // Смальта. 2025. № 1. С. 91-100.
  8. Ганпанцурова О.Б., Старцева С.Л. Наставничество в профессиональной подготовке студентов-психологов // Смальта. 2025. № 1. С. 5-16.
  9. Ганпанцурова О.Б., Пономарева К.О. Потенциал наставничества как превентивного фактора формирования «синдрома студента-медика» // Смальта. 2025. № 3. С. 122-135.
  10. Ганпанцурова О.Б. Роль наставничества в успешной адаптации начинающих специалистов и студентов психолого-педагогического направления: ключевые аспекты и современные подходы // Смальта. 2025. № 2. С. 5-16.
  11. Елистратова Д.Э Ролевая модель в профессиональном становлении студентов-психологов // В сборнике: Ценностная самоидентификация будущего профессионала в цифровой образовательной среде. Сборник научных статей по итогам Международной научной конференции. Кемерово, 2025. С. 23-25.
  12. Елистратова Д.Э. Реализация смешанного обучения в процессе формирования профессиональной идентичности студентов, обучающихся по направлению «психология» // Вестник Омского университета. Серия: Психология. 2025. № 1. С. 66-74.
  13. Петровская П. Психолого-педагогические факторы формирования цифровых компетенций личности в условиях смешанного обучения в вузе // В книге: Молодежь XXI века: образование, наука, инновации, факультет психологии. Материалы ХIII Всероссийской студенческой научно-практической конференции с международным участием. В 2-х частях. Новосибирск, 2025. С. 221-223.
  14. Тишкова А.С. Специфика индивидуальных особенностей и цифровых компетенций студентов вуза // Человеческий капитал. 2024. № 10 (190). С. 242-248.
  15. Ганпанцурова О.Б., Гречухина А.А. Наставничество как фактор формирования кросс-функциональных цифровых компетенций личности в условиях смешанного обучения // Человеческий капитал. 2024. № 10 (190). С. 84-91.
  16. Перевозкина Ю.М., Тишкова А.С., Елистратова Д.Э. Системная и структурная организация ценностно-мотивационной сферы в зависимости от удовлетворенности студентов цифровой образовательной средой вуза // Системная психология и социология. 2024. № 3 (51). С. 48-59.
  17. Тишкова А.С. Взаимосвязь ролевого поведения и цифровой активности студенческой молодежи в сети интернет // Вестник Омского университета. Серия: Психология. 2023. № 4. С. 28-38.
  18. Перевозкина Ю. М., Тишкова А. С. Ролевое моделирование социальной реальности: электронное учебное пособие Новосибирский государственный педагогический университет, Институт открытого дистанционного образования. Новосибирск: НГПУ, 2023. 1,41 Мб.
  19. Перевозкина Ю. М., Тишкова А. С. Цифровая социализация личности: исследовательские задачи, практические возможности: электронное учебное пособие. Новосибирский государственный педагогический университет, Институт открытого дистанционного образования. Новосибирск: НГПУ, 2023. 859 Кб.
  20. Гречухина А.А., Козина Е.С. Развитие социально-личностных компетенций как базовое условие формирования профессионального мастерства // Человеческий капитал. 2023. № 5 (173). С. 173-185.
  21. Ганпанцурова О.Б., Гречухина А.А. Наставничество как фактор формирования кросс-функциональных цифровых компетенций личности в условиях смешанного обучения // Человеческий капитал. 2024. № 10 (190). С. 84-91.
  22. Анциферова М. А., Маврин А. С., Кожемякина О. А. Развитие социокультурных компетенций детей с ограниченными возможностями здоровья: электронное учебное пособие. Новосибирский государственный педагогический университет, Институт открытого дистанционного образования. Новосибирск: НГПУ, 2023. - 830 Кб.
  23. Анциферова М.А. Опыт организации и проведения исследования уровня развития творческих способностей у детей с особенностями в развитии // Смальта. 2023. № 1. С. 41-48.
  24. Тишкова А. С. Транстемпоральная специфика ролевой структуры личности кадетов с разными уровнями социально-психологической адаптированности: монография. Новосибирск: НГПУ, 2021. 181 с.
  25. Перевозкина Ю.М., Ветерок Е.В., Ганпанцурова О.Б. Системные детерминации индивидуально-ориентированных навыков межличностного общения студентов психолого-педагогического направления // Системная психология и социология. 2020. № 1 (33). С. 51-63.
  26. Перевозкина Ю.М., Тишкова А.С., Ганпанцурова О.Б. Специфика адаптации и навыков межличностного общения обучающихся // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Социология. Политология. 2020. Т. 20. № 2. С. 146-153.
  27. Андронникова О.О., Перевозкина Ю.М., Перевозкин С.Б., Радзиховская О.Е., Осинцева А.В. Основы психологического консультирования и практика консультирования на телефоне доверия: учебно-методическое пособие. Новосибирск, Новосибирский государственный педагогический университет. 2019.
  28. Перевозкин С.Б., Тишкова А.С. Темпоральная специфика ролевой структуры социально-психологической адаптации кадетов // Системная психология и социология. 2020. № 2 (34). С. 31-44.
  29. Перевозкина Ю.М. Субстанционально-темпоральная системность ролевой социализации личности. Новосибирск, Новосибирский государственный педагогический университет. 2019.
  30. Тишкова А.С. Особенности социально-психологической адаптации студентов к образовательному пространству вуза // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 65-3. С. 308-312.
  31. Карпов А.В., Перевозкина Ю.М., Андронникова О.О. Темпоральная системность ролевой социализации личности // Перспективы науки и образования. 2019. № 5 (41). С. 359-372.
  32. Перевозкина Ю.М., Прюс Ф. Метасистемная организация социально-ролевого функционирования молодежи // Системная психология и социология. 2018. № 4 (28). С. 100-111.
  33. Андронникова О.О., Перевозкина Ю.М., Дмитриева Н.В., Щукина Н.А. Структура адаптационного потенциала одаренных подростков // Вестник Кемеровского государственного университета. 2017. № 4 (72). С. 117-124.
  34. Паньшина Л.В., Перевозкина Ю.М., Дмитриева Н.В. Опыт использования ролевых импозитов в диагностике и консультировании девиантного поведения // Вестник Кемеровского государственного университета. 2016. № 4 (68). С. 181-189.
  35. Перевозкина Ю.М., Перевозкин С.Б., Дмитриева Н.В. Архетипические детерминантны модели ценностно-ролевых установок в браке // Мир науки, культуры, образования. 2015. № 1 (50). С. 190-195.
  36. Перевозкина Ю.М., Перевозкин С.Б., Дмитриева Н.В. Структура архетипической идентичности: от недифференцированного сознания к постинформационному пространству // Сибирский педагогический журнал. 2014. № 3. С. 157-162.
  37. Перевозкина Ю.М., Дмитриева Н.В., Перевозкин С.Б., Рюмина Т.В., Ганпанцурова О.Б. Построение конструкта для изучения доминантного архетипа // Сибирский педагогический журнал. 2013. № 3. С. 167-174.
  38. Перевозкина Ю.М. Технология case-study - анализ конкретных, практических ситуаций // Вестник педагогических инноваций. 2012. № 1 (29). С. 81-85.

НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ