НГПУ
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Научно-образовательный центр «Физиология онтогенеза»

Руководитель НОЦ «Физиология онтогенеза»

Галина Анатольевна Корощенко, кандидат биологических наук, доцент, доцент кафедры анатомии, физиологии и безопасности жизнедеятельности

Научно-образовательный центр (НОЦ) "Физиология онтогенеза" создан на основе договора между Новосибирским государственным педагогическим университетом и Институтом физиологии Сибирского отделения РАМН 14 января 2009 года с целью:

• осуществления совместной научной и образовательной деятельности в области физиологии онтогенеза;
• Совместной организации и проведения симпозиумов, конференций, семинаров, консультативных и обучающих программ в области физиологии онтогенеза;
• Осуществления единой системы исследований, обучения, информационной и издательской работы в области физиологии онтогенеза;
• Развития системы сотрудничества в области физиологии с отечественными и зарубежными институтами специалистами мирового уровня, а также с соответствующими межправительственными международными фондами и программами.

Задачи:

1. Проведение исследовательской и методологической работы в области физиологии онтогенеза, в том числе совместно с вузами, исследовательскими институтами и фондами;
2. Развитие международного сотрудничества со специалистами, институтами и университетами мирового уровня;
3. Организация, проведение и участие в международных научных семинарах, симпозиумах, конгрессах и т.д.
4. Подготовка специалистов высокой квалификации через магистратуру, аспирантуру и докторантуру
Основные научные направления деятельности:
1. Исследование водно-солевого обмена и функций почек в норме и патологии
2. Морфофункциональное и психофизиологическое развитие детей с учетом влияния различных факторов внешней среды (экологических, социальных, гигиенических)

Сотрудники:

Айзман Роман Иделевич – доктор биологических наук, профессор, заведующий кафедрой анатомии , физиологии и безопасности жизнедеятельности

Рубанович Виктор Борисович – доктор медицинских наук, профессор, профессор кафедры физического воспитания

Головин Михаил Сергеевич - кандидат биологических наук, доцент кафедры анатомии, физиологии и безопасности жизнедеятельности

Козлова Анна Павловна - кандидат биологических наук, доцент кафедры анатомии, физиологии и безопасности жизнедеятельности

Лебедев Алексей Владимирович – кандидат биологических наук, доцент кафедры анатомии, физиологии и безопасности жизнедеятельности

Важнейшие публикации. 

1.. Айзман Р.И., Чернышев В.М.,

Герасименко Н.Ф., Рубанович В.Б. Руководство по диспансеризации взрослого населения //Под редакцией Н.Ф. Герасименко, В.М. Чернышева. - 2-е издание, исправленное и дополненное (монография) // Москва: ООО ГЭОТАР-Медиа", 2017. 664 с. 

2. Айзман Р.И., Абаскалова Н.П.,

Красношлыкова О.Г., КасаткинаН.Э. Теоретические и прикладные аспекты формирования здоровьесберегающего и социально-адаптивного образовательного пространства: монография. –Кн.II. Культурологические аспекты формирования, сохранения, укрепления здоровья и социального развития обучающихся (монография) // Кемерово: Изд-во КРИПКи ПРО; М.: Изд-во: ФГБУ ДПО «УМЦ ЖДТ»Б  2017. – 495 с.

3. Айзман Р.И., Айдаркин Е.К., Александрова Л.А. и др. Задачи образовательных организаций для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи на современном этапе развития образования (монография)  В кн.: Теоретические и прикладные аспекты формирования здоровьесберегающего и социально-адаптивного образовательного пространства. //Кемерово-Москва, 2018, С.6-26.

4. Трофимович–Пиастро Е.М., Айзман Р.И. Гигиена населения (монография) Новосибирск: ООО «Плюс Реклама», 2019. - 608 с.

5. Айзман Р.И., Лебедев А.В., Айзман Н.И., Рубанович В.Б. Методология и практика мониторинга здоровья учащейся молодежи // Здоровье и образование в ХХI веке, 2017. Т. 19. №5. С.73-78. (ВАК)

6. Недовесова С. А., Трофимович Е. М., Турбинский В. В., Айзман Р. И. Влияние длительного потребления питьевой воды с повышенным содержанием магния на функции почек у животных // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета, 2017, N.1, С.216-229. Scopus

7. Галай И. А.,  Айзман Р. И. Гендерные особенности личностного потенциала студентов первого курса педагогического вуза // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета, 2017, No.1, С.95-105. Scopus

8. Кузьмина И.М., Лебедев А.В.,

Айзман Р.И. Социально-психологическая адаптация и личностный потенциал студентов первого курса педагогического вуза // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований.  2017. № 4 (часть 2). С. 420-424.(ВАК)

9. Aizman RI,  Lebedev AV,

Aizman NI and Rubanovich VB Screening Diagnostics of Human’s Health Using the IT-Technologies is the

Base of Preventive Medicine// Advanced Techniques in Biology & Medicine, 2017, V.5. N.2, ISSN: 2379-1764

10. Климов В. М., Айзман Р. И. Влияние одного занятия по физической культуре разной физкультурно-спортивной направленности  на психофизиологические показатели студентов // Теория и практика физической культуры и спорта», 2017. -№3.- С.51-53. Scopus

11. Базарбаева С.М., Динмухамедова А.С., Лебедев А.В., Айзман Р.И. Сравнительная оценка физического здоровья казахских и русских студен-тов первого курса вузов // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета, 2017. Т.7.  №.3. С.241-252. Scopus

12. Климов В.М., Айзман Р.И.Оценка социально-психологической адаптации и психоэмоционального состояния студентов 1-2-го курсов технического университета // Сибирский педагогический журнал. 2017. № 2. С. 114-120 (ВАК)

13. Чанчаева Е.А., Сидоров С.С.,

Айзман Р.И. Социально-психологические и морфофункциональные аспекты межэтнической интеграции //Сибирский педагогический журнал. 2017. № 3. С. 118-124. (ВАК)

14. Климов В.М., Айзман Р.И. Характеристика психофизиологического здоровья студентов технического вуза в динамике обучения // Вестник «Здоровье и образование в ХХI веке», 2017. Т.19 (10). - С.28-38. (ВАК)

15. Лебедев А. В., Айзман Н. И.,

Суботялов М. А., Герасёв А. Д., Айзман Р. И. Оценка склонностей к психосоциальным зависимостям среди студентов 17–18 лет г. Новосибирска // Интеграция образования. 2017. Т. 21, № 4. С.695–708. Scopus

16. Красильникова В.А., Айзман Р.И. Морфофункциональные  показатели первокурсников Тувинского государственного университета из городской и сельской местности // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета, 2017. Т.7.  №.5. С.178-192. Scopus

17. Климов В.М., Айзман Р.И. Анализ факторов суицидального риска у студентов вуза // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета, 2017. Т.7.  №.5. С.55-66. Scopus

18. Базарбаева С.М., Динмухамедова А.С., Айзман Р.И. Характеристика психофизиологических показателей студентов 1 курса СКГУ

им. М.Козыбаева // Вестник Евразийского национального университета им. Л.Н. Гумилева.  Астана, 2017. №6 (121).  С.37-43.

19. Галай И.А., Айзман Р.И., Богомаз С.А. Гендерные особенности личностного потенциала студенческой молодежи в динамике обучения в педагогическом вузе // Сибирский психологический журнал, 2017. №66. С.6-17. WoS

20. Dorokhov V.B., Puchkova A.N., Taranov A.O., Slominsky P.A., Vavilin V.A., Ivanov I.D., Popov A.V., Nechunaev V.V., Aǐzman R.I.,и др. A pilot replication study of two per single nucleotide polymorphisms as potential genetic markers for morning and evening earliness-lateness // Biological Rhythm Research. 2017. С. 1-10. WoS

21. Плахов Н. Н., Буйнов Л. Г., Сорокина Л. А., Айзман Р. И. Исследование эффективности сочетанного применения кортексина и физических упражнений в оптимизации функциональной системы статокинетической устойчивости человека // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. 2018. No.1. С.223-238. Scopus

22. Головин М.С., Балиоз Н.В.,Кривощёков С.Г. Айзман Р.И. Интеграция функциональных, психофизиологических и биохимических процессов в организме спортсменов после аудиовизуальной стимуляции // Физиология человека, 2018. Том 44. № 1. С. 64–71. WoS

23. Буйнов Л.Г., Айзман Р.И., Герасев А.Д., Сорокина Л.А., Плахов Н.Н., Шангин А.Б. Здоровьеформирующее образование – одна из важнейших задач современности // Гигиена и санитария. 2018; 97(9): 869-872. WoS 

24. Айзман Р. И., Герасёв А. Д., Айзман О., Крашенинина Г. И., Трофимович Е. М. Физиолого-гигиеническое обоснование нормы калия в питьевой воде: научно-практическое значение // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета, 2018, No.5, С.266-284. Scopus

25. Айзман Р. И., Панова А.С.,

Сорокина Т.С., Суботялов М.А. Становление и развитие научной школы по физиологии почек и водно-солевого обмена в Новосибирске // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины, 2018. 26 (4). С.247-251 (ВАК)

26. Гилинский М. А., Кривощеков С. Г., Латышева Т. В., Науменко С.Е.,

Гилинская О.М., Айзман Р.И.,Головин М.С.,Балиоз Н.В., Кармакулова И. В.

L-аргинин и его метилированные производные в крови спортсменов // Физиология человека, 2018. 44(6). С.86-92 WoS

27. Сидоров С.С., Чанчаева Е.А.,

Айзман Р.И. Зависимость реактивности сердечно-сосудистой системы на физическую нагрузку от уровня саливарного кортизола у детей // Сибирский научный медицинский журнал, 2018. Т.38. №6. С.130-136. (ВАК)

28. Доржу У.В., Айзман Р.И. Оценка объемной скорости почечного и клубочкового кровотока в пост-натальном онтогенезе у крыс // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева. 2018. № 2 (98). С. 16-25.(ВАК)

29. Галай И.А., Лебедев А.В., Айзман Р.И. Психофизиологические особенности студенток педагогического вуза, проживающих в мегаполисе и районном центре // Вестник психофизиологии. 2018. № 1. С. 64-67. Scopus

30. Aizman RI, Nedovesova SA, Golovin MS, Iashvili MV, Trofimovich EM. Physical Development and Renal Functions in Adolescents Consuming

Drinking Water with High Content of Vital Cation // Journal of Environmental and Toxicological Studies. 2018. Vol. 3.  Issue 1. Р. 1-4.

31. Козлова А. П., Корощенко Г. А., Ломовский И. О., Головин М. С.,

Гордеева Е. И.,  Недовесова С. А., Айзман Р. И. Профилактика и коррекция нарушений углеводного  обмена при сахарном диабете как медико-социальная  проблема формирования здорового образа жизни:  экспериментальное обоснование // Science for Education Today, 2019. Т.9. № 1. С. 208-225. Scopus

32. Чанчаева Е.А., Айзман Р.И., Сидоров С.С., Попова О.И., Симонова О.И. Современные тенденции развития детей младшего школьного возраста (обзор литера-туры)// Actа Biomedicа Scientificа, 2019, Том 4. № 1. С.59-65.(ВАК)

33. Айзман Р.И. Методологические принципы и методические подходы к организации мониторинга здоровья обучающихся и здоровьесберегающей деятельности образовательных организаций.// Вестник педагогических инноваций, 2019. №1(53). С.5-13. (ВАК)

34. Базарбаева С. М., Динмухамедова А.С., Айзман Р.И. Региональные морфофункциональные особенности развития студентов казахской национальности // Гигиена и санитария. 2019. Том 98. № 4. С. 449-454. WoS

35. Трофимович Е.М., Айзман Р.И. Система метаболизма питье-вой воды как методическая основа оценки её минерального состава // Гигиена и санитария. 2019. Том 98. № 5. С. 555-562. WoS

36. Чанчаева Е. А., Сидоров С. С., Остапович О. В., Айзман Р. И. Особенности взаимосвязи когнитивных показателей с уровнем тревожности и самооценки школьников первого года обучения в поликультур-ной среде // Science for Education Today. 2019.Т.9.№3. С.238-253. Scopus

37. Aizman R.I. Age Transformations of the Kidneys Structure and Function // Health Education and Public Health. 2019; 2(3). P.195 – 197.

38. Климов В.М., Лебедев А.В., Айзман Р.И. Психофизиологический статус и физическая  подготовленность юношей бакалавриата разных  физкультурно-спортивных специализаций // Вестник психофизиологии. 2019. №2. С.92-99.(ВАК)

39. Недовесова С. А., Аношин А. В., Козлова А. П., Айзман Р. И. Содержание биоэлементов в плазме крови и тканях крыс в норме и после избыточного поступления кальция и магния с питьевой водой // Российский физиологический журнал им. И.М. Сеченова. 2019. Т. 105. № 8. С. 1–10.(ВАК)

40. Байгужин П. А., Шибкова Д. З., Айзман Р.И. Факторы, влияющие на психофизиологические процессы восприятия информации в условиях информатизации образовательной среды // Science for Education Today, 2019. Т.9. №.5. С.48-70. Scopus

41. Мукатаева Ж.М., Динмухамедова А.С., Айзман Р.И. Сравнительный анализ морфо-функционального развития учащихся северного и южного регионов Казахстана как основа для мониторинга их здоровья в динамике обучения // Science for Education Today, 2019. Т.9. №.5. С.126-142. Scopus

42. Трофимович Е.М., Недовесова С.А., Айзман Р.И. Экспериментальная гигиеническая оценка содержания кальция, магния в питьевой воде и уровня ее жесткости // Гигиена и санитария. 2019. Том 98. № 8. С. 811-819. WoS

43. Панова А.С., Айзман Р.И., Суботялов М.А. Развитие представлений о теории мочеобразования (XVII-XX века) // Историко-биологические исследования. 2019. Т. 11. № 3. С. 68-77. (ВАК)

44. Айзман Р.И., Козлова А.П., Гордеева Е.И.,  Головин М.С., Корощенко Г.А.,др. Влияние куркумы длинной и галеги восточной на функцию почек крыс при экспериментальном сахарном диабете и острой почечной недостаточности // Патологическая физиология и экспериментальная терапия. 2019. Т.63. №4. С.88-95. WoS

45. Галай И. А., Лебедев А. В., Айзман Р. И. Психосоциальный портрет выпускников педагогического вуза, проживающих в мегаполисе и район-ном центре // Сибирский педагогический журнал, 2019. №6. С. 163-178 (ВАК)

46. Сидоров С. С., Чанчаева Е. А., Талпа К. В., Мищенко Е. В., Айзман Р. И. Особенности физического и психофункционального развития первоклассников различных этно-национальных групп Горного Алтая //Science for Education Today, 2020. Т.10. №.1. С.221-237. Scopus

47. Чанчаева Е. А., Сухова М. Г., Айзман Р. И. Фенотипические признаки чуйских казахов и южных алтайцев // Экология человека, 2020. №2. С.45 – 50.  Scopus 

48. Galay I.A., Lebedev A.V., Aizman R.I. The specificity of socio-psychological adaptation of students of pedagogical university in the city and district сentre // International Journal of Devel-opment Research, 2020, January. Vol. 10. Issue 01.Р.34254-34258

49.Панова А.С., Айзман Р.И., Суботялов М.А. Становление и развитие научной школы физиологии почек и водно-солевого обмена под руководством академика Л.Н. Ивановой // Историко-биологические исследования. 2020. Том 12. № 2. с. 67-73.(ВАК)

50. Турбинский В.В.,Бортникова С.Б.,Никифорова Н.Г., Огудов А.С., Айзман Р.И. и др. Маркёры биогеохимического мониторинга в районе хво51стохранилища сульфидных руд // Известия Томского политехнического университета. Инжиниринг георесурсов. 2020. Т. 331. № 3. 145–158.   WoS

51. Головин М.С., Шигаева Е.А., Колосова Т.И. Айзман Р.И. Морфофункциональные особенности студенток, занимающихся по разным программам физической культуры // Теория и практика физической культуры. 2020. №4. Апрель. С.42-44.  Scopus

52. Мукатаева Ж.М., Кабиева С.Ж., Динмухамедова А.С., Айзман Р.И. Основные тенденции морфофункционального развития казахских школьников за последние 13 лет // Science for Education Today, 2020. Т.10. №3. С.211-230. Scopus

53. Чанчаева Е.А., Сидоров С.С., Козлов А.В., Водолеева В.А., Айзман Р.И. Взаимосвязь индекса Кетле с компонентным составом тела (мышечным, жировым, костным) студентов различного уровня физической подготовки // Сибирский научный медицинский журнал. 2020. Т. 40. № 2. С. 86-90.(ВАК)

54. Недовесова С.А., Лошенко В.И.,

Сахаров А.В., Айзман Р.И. Морфо-функциональная характеристика почек крыс при потреблении питье-вой воды с повышенной жесткостью// Ульяновский медико-биологический журнал. 2020. № 3.С.142-149.(ВАК)

55. Айзман Р.И., Лебедев А.В. Методика оценки риска суицидального поведения и качества жизни учащей-ся молодежи // Свидетельство о государственной регистрации про-граммы для ЭВМ №2017618222 от 26.07.2017 г.

56. Айзман Р.И., Лебедев А.В., Динмухамедова А.С.,Базарбаева С.М. Психоалеуметтик теуэлдиликтерге бейим тулгаларды  аныктау адистемеси (программа для ЭВМ)// Свидетельство о государственной регистрации прав на объект авторского права № 1155 от 29 мая 2017 (Казахстан).

57. Айзман Р.И., Ерофеев Ю.В., Вейних П.А., Лебедев А.В., Айзман Н.И., Новикова И.И. Оценка эффективности оздоровления в стационарных организациях отдыха и оздоровления детей // Свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ №2018663507 от 30 октября 2018 г.

58. Мукатаева Ж. М.;Динмухамедова А.С.; Кабиева С. Ж.;Айзман Р.И., Лебедев А.В.  Оқушы денсаулығының электронды картасы: программа для ЭВМ  // Свидетельство о внесении  сведений в государственный реестр прав на объекты, охраняемые авторским правом   № 4978 от 22 августа 2019 г. Республика Казахстан

59. Мукатаева Ж. М.;Динмухамедова А.С.; Айзман Р.И., Айзман Н.И.,

Рубанович В.Б., Лебедев А.В. Оқытушы денсаулығының элек-тронды картасы: программа для ЭВМ // Свидетельство о внесении сведений в государственный реестр прав на объекты, охраняемые авторским правом   № № 5776 от «14» октября 2019 года.

НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ