Чтобы выявить и ликвидировать слабые места технологического образования в современной школе, специалисты ИФМИТО НГПУ проводят анкетирование педагогов, с целью выявления профессиональных дефицитов, и анализируют школьные учебники по этому предмету, в разрезе возможности внедрения цифровых образовательных инструментов.
Работа проводится в рамках реализации государственного задания по теме «Цифровая образовательная среда как средство реализации модульного подхода в предметной области «Технология». Её актуальность становится всё более острой по мере того, как происходит оснащение школ современным оборудованием, распространение «Точек роста» для занятий 3D-печатью, робототехникой и другими технологическими направлениями XXI века.
– Одна из причин сложности реализации модульного обучения по предмету «труд (технология)» в полном объеме - недостаточная компетенция учителей для реализации модулей «Робототехника», «Компьютерное моделирование. Черчение», «Технологии обработки материалов и пищевых продуктов». В ряде школ имеющееся материально-техническое обеспечение не позволяет реализовать эти модули, а там, где его достаточно, оно зачастую остаётся неосвоенным – учитель просто не умеет на нем работать. В анкетировании учителя признаются, что не используют оборудование так как не уверены в своих навыках работы с ним. Вторая проблема связана с модулем «Компьютерное моделирование. Черчение», в ряде школ он вообще не реализуется. Цель нашей работы – убрать барьер между учителем и оборудованием, дать учителю механизмы отработки навыков использования этого оборудования, чтобы он, в свою очередь, мог передать эти навыки учащимся, - говорит заведующая кафедрой физики, техники и технологического образования ИФМИТО Александра Сергеевна Верещагина.
Параллельно специалисты ИФМИТО разрабатывают вариативный курс по модулю «Автоматизированные системы» для реализации в школах, который позволит освоить востребованные на производстве первоначальные навыки управления техническими системами и участвовать в проектной деятельности по созданию автоматизированных систем. Также идет разработка виртуального тренажёра по работе с 3D-принтером. На регистрации сейчас находится созданное на ИФМИТО приложение для телефона, позволяющее визуализировать графические объекты по меткам в режиме дополненной реальности.
Кроме того, учитывая Концепцию подготовки педагогических кадров для системы образования на период до 2030 года и принимая во внимание приоритеты обозначенные Министром просвещения Российской Федерации Сергеем Сергеевичем Кравцовым по обновлению инфраструктуры, в ИФМИТО с сентября 2025 года в учебный процесс вводится современное технологически насыщенное образовательное пространство, которое позволит вести подготовку студентов, в рамках реализации учебных предметов, и действующих учителей предмета Труд (технологии), в рамках обучения по программам повышения квалификации, по технологиям обработки конструкционных материалов на станках с числовым программным управлением. Данная локация получила вторую жизнь благодаря федеральному проекту «Педагоги и наставники» национального проекта «Молодежь и дети».
Как отмечает исполняющий обязанности директора ИФМИТО Роман Владимирович Каменев, у института физико-математического, информационного и технологического образования уже сейчас для реализации потенциала будущих педагогов есть ряд приоритетных программ и направлений, в числе которых образовательные программы по запросу Министерства образования Новосибирской области. К числу таких программ относится программа «Физика и Образовательный менеджмент» в рамках проекта «Молодой управленец».
Виталий Соловов
Летом многие студенты НГПУ традиционно работают вожатыми в детских центрах, в оздоровительных и пришкольных лагерях, на образовательных сменах. Как проходит их вожатское лето? Первыми об этом расскажут вожатые Всероссийского детского центра «Океан» (Владивосток).
В ежегодном каталоге «Инновации», демонстрирующем огромный научно-технический потенциал региона, рассказали, как преподаватели НГПУ решают задачи современного биологического образования, используя возможности НОЦ «Экспериментальная и прикладная биология» и Технопарка универсальных педагогических компетенций.