– Есть ли компетенции, которые требовались раньше, а теперь не нужны?
– Soft skills или «мягкие компетенции» – это то, благодаря чему вы добьетесь успеха в любой деятельности. Основными из них, которые требуются в большинстве вакансий и профпозиций, являются умение работать в команде, навыки деловой коммуникации, активная жизненная позиция, нацеленность на результат, грамотность и креативность. И к этому уже классическому набору сегодня добавляются навыки, порожденные скоростью жизни, ограниченностью временного ресурса и цифровым пространством.
– Можно ли выделить какую-то одну, самую главную компетенцию для специалиста в области рекламы и связей с общественностью?
– В условиях многозадачности этой профессии сложно сконцентрироваться на одной какой-то компетенции. Вероятнее всего, это некий набор компетенций, который необходимо развивать и обновлять. К таким компетенциям я отношу проактивность – это ответственная позиция по отношению к происходящему, способность брать инициативу в свои руки. Это первое.
Второе – саморазвитие и адаптивность – способность, которая опирается на умение спланировать и затем освоить какой-либо навык. Здесь точно можно сказать, что умение учиться — это главная компетенция будущего.
Нестандартность мышления и способность принятия решений - третий навык, который – связан с умение системно воспринимать реальность, проводить анализ с учетом культурно-исторического опыта, принимать на этой основе решение, замечать тенденции и негативные изменения.
И четвертая группа навыков связана с умением визуальной коммуникации, созданием снек-контента, использованием игровых технологий.
– А для специалиста по управлению персоналом?
– В области управления персонала ключевой компетенцией становится умение создавать команду, слушать и слышать сотрудников. Востребованы аналитические умения, причем аналитика нужна на всех этапах работы с коллективом: от найма и оценки, через адаптацию и взаимодействие с сотрудниками, до интервью при увольнении.
Также возрастает значение таких компетенций как управление изменениями и работа с опытом сотрудников. В период неопределенности специалист по управлению персоналом становится многогранной профессией, где надо консультировать, планировать, прислушиваться, адаптироваться, формировать команду, проявлять заботу, уметь использовать цифровые возможности для работы с командой.
В ИМиСК студенты, помимо hard skills, формируемых на занятиях, приобретают умения и навыки, связанные с командообразованием, управлением временем, оценкой себя и своих компетенций, а это уже soft skills.
– На какие навыки и компетенции будущего стоит обратить особое внимание?
– Если вы определись со сферой профессиональной деятельности, то рекомендую составить карьерную гипотезу. Для это предстоит ответить на вопросы: куда хочется прийти через N месяцев или лет, чего хотите достичь как профессионал, в чем смысл вашей работы, какие компетенции будут вам необходимы через 6-12 месяцев? Затем следует выбрать 3-4 навыка или компетенции, которые нужно развить и «прокачать».
Одними из востребованных сегодня soft skills являются умение работать в условиях многозадачности, с различными форматами и носителями информации (тексты, видео), умение анализировать и структурировать большие объемы информации и принимать решение на основе работы с полученной информацией, замечать детали. Востребованы навыки цифрового этикета, работы в команде, сотрудничества, осознанность и управление собой, как понимание и принятие себя, своих особенностей, происходящих процессов, эмоций и реакций.
Рынок вступает в период борьбы за таланты, поэтому уже сегодня студентам предстоит задуматься о навыках будущего. ИМиСК разрабатывает и реализует обучающие программы и дисциплины, которые помогут осознать, развить soft skills, составить карьерную гипотезу и подготовиться к изменениям внешней среды.
Ирина Гронская