НГПУ
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

«Как выйти из конфликта с человеческим лицом»: интервью преподавателя конфликтологии ИМиСК НГПУ


20 марта 2023
Умение решать конфликтные ситуации – важный навык каждого человека, особенно в сфере коммуникаций. О том, как правильнее выйти из конфликта, рассказывает заместитель директора по учебной работе ИМиСК НГПУ, преподаватель конфликтологии Наталья Михайловна Клепикова.

– У вас психологическое образование. Вы можете работать и психологом, и конфликтологом. Но почему вы пошли в преподавание?

– По образованию я педагог-психолог, поэтому моя профессиональная реализация должна была происходить в школе. У психолога есть еще одно важное направление деятельности – просвещение. А в преподавании она вполне реализуется. Я могу рассказывать о психологии, знакомить студентов с психологическими знаниями, могу заинтересовать и повысить градус нормальности обращения за психологической помощью.

Мне кажется, что в своей преподавательской деятельности я психолог с человеческим лицом, который показывает, что обращаться за психологической помощью –  нормально, правильно, хорошо. И это никак не стигматизирует человека, который нуждается в психологической поддержке.

– Студенты не хотят учиться – это конфликт? Кого и с чем?

– Студенты, которые не хотят учиться это очень интересный феномен и сложное многомерное явление. Здесь не может быть простого ответа на вопрос, конфликт ли это.

Нежелание учиться может быть связано с тем, что психическая энергия направлена на что-то другое, более важное для человека здесь и сейчас. Нежелание учиться может быть связано с тем, что преподаватель не находит тем, не находит вопросов, которые созвучны возрасту студентов, настроениям, взглядам современных молодых людей.

Поэтому нежелание учиться может быть и внутренним конфликтом, когда решаются другие задачи. Мы помним с вами, что студенты находятся в кризисе идентичности, но основной вопрос, на который они отвечают: «Кто я?», «Какой я?», «Чем я буду заниматься?», «Кем я буду, когда вырасту?». Может эти вопросы отнимают больше сил, а предмет, который изучается, он, может быть, не встраивается в картину мира этого студента.

– Всегда ли человек должен серьезно реагировать на конфликты?

– Конфликт всегда объективен, это всегда противоречие, столкновение противоположно направленных мнений, стремлений, интересов.

Реагировать ли на такие конфликты? Да, конечно. Осознавать свои цели, свои интересы в конфликтном взаимодействии, осознавать стратегию регулирования конфликта, которую вы собираетесь использовать или которую вы технично используете. Отвечать ли на конфликтогены? Нет. Спокойно и осознанно, насколько вам позволяют ваши внутренние силы и обстоятельства.

– А что важнее – ответы или вопросы?

– На мой взгляд вопросы важнее. Вопрос как индикатор интереса, вопрос как индикатор того, что, например, в лекции я задела какую-то важную тему, проблему, которую решает человек. Мне нравится, когда вопрос задает большая часть аудитории. А нередко бывает, что один-два человека, которых волнует обозначенная проблема, начинают выяснять что-то про себя, а группа в этот момент отключается. В этом смысле с вопросами бывает сложно и тогда хочется к обсуждению вопросов подключать всю группу, включать в работу всех студентов. Это один из критериев успешности проведения лекции. Вопросы, которые вы озвучиваете, произносите, с которыми вы уходите, также несогласие, сомнение, противоречие, которое рождается благодаря лекции, для меня, наверное, самое ценное.

– Как реагировать на провокации одногруппников?

– Каждая ситуация уникальна по своему развитию и своей динамике. Какие-то действия или бездействия одногруппников воспринимаются как провокации или они являются объективной провокацией. Как только наше взаимодействие разворачивается не на равных у нас есть большой шанс оказаться в позиции жертвы. Жертва — это тот человек, который не может ничего противопоставить агрессору и ему условно нечего предложить и, соответственно, его переживания становятся максимально желаемы для стороны агрессора.

Как не оказаться на месте жертвы? Обращаться за помощью к другим одногруппникам, преподавателям, деканату, отвечать нестандартно, совершенно не так, как этого ожидает от вас агрессор.

Есть упражнение, которое заключается в следующем: каждый пишет на бумажке все самые обидные выражения, которые бы он мог в адрес кого-то из своих одногруппников сказать, далее все эти выражения на отдельных бумажках складываются в шляпу. Все встают в круг и начинают доставать из этой шляпы всякие обидные высказывания, пытаются на них ответить в безопасной, комфортной атмосфере, с юмором.

Одно из основных правил относиться с юмором к ситуации и отвечать нестандартно на агрессивные выпады, если они объективно существуют. Если они существуют субъективно, в вашем восприятии, то подумайте, почему вы любое обращение в ваш адрес воспринимаете как нападение?

– Как вы реагируете на критику в свой адрес?

– Меня это фрустрирует, огорчает. Одновременно я это воспринимаю как возможность сделать что-то лучше, исправить происходящее, исправить ситуацию. Я командный игрок, поэтому если критика касается моей работы, то я приложу максимум усилий для того, чтобы нивелировать критикуемые моменты, а результат команды стал лучше.

– Применяете ли вы дома какие-либо практики улаживания конфликтов?

– Главное – отключить преподавателя, психолога и быть простым человеком рядом со своими близкими. Если есть конфликт, то нужно в нем участвовать, но делать это с любовью, с уважением к мнению и позиции другого человека. Важно найти решение, обоюдно устраивающее все стороны, выстроить общение на равных.

Валерия Михуткина

Поделиться:
ДРУГИЕ НОВОСТИ
25 апреля

Новосибирский государственный педагогический университет подтвердил свою высокую позицию в образовательном пространстве, войдя в топ-10 российских вузов Сибирского федерального округа  в локальном рейтинге вузов России RAEX. В этом престижном списке университет занял второе место.

24 апреля

В этом году Новосибирск вновь стал эпицентром творческой энергии, собрав студентов со всех уголков города на XXIX региональном этапе Всероссийского фестиваля «Российская студенческая весна». Гала-концерт прошел во Дворце культуры железнодорожников 18 апреля.

24 апреля

Доцент кафедры дизайна и художественного образования Института искусств НГПУ Елена Вениаминовна Лисецкая приняла участие во Втором китайско-российском форуме детских лагерей в Пекине, где поделилась с коллегами опытом организации профильных смен.