НГПУ
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Вдохновлять, настраивать, приближать: как общаться с детьми цифровой эпохи?


31 августа 2023

30 августа на базе НГПУ состоялась окружная Ассамблея Российской академии образования. В число ключевых спикеров вошли преподаватели НГПУ – профессор кафедры педагогики и психологии ИЕСЭН НГПУ Татьяна Леонидовна Чепель, заведующий кафедрой педагогики и психологии ИИГСО НГПУ Татьяна Александровна Ромм и профессор кафедры Зоя Ивановна Лаврентьева. Все они сосредоточились на одном из важнейших аспектов образования – воспитании.

Профессор Татьяна Леонидовна Чепель, которая также является главным внештатным педагогом-психологом Министерства образования Новосибирской области, предложила вниманию участников Ассамблеи доклад «Психологические основы воспитания современных детей и подростков». Как отмечает исследователь, ключевой проблемой сейчас является то, что школа пока находится в поиске средств, форм и методов воспитательной работы, адекватных психике современного ребенка и подростка.

– Опорой могут стать, во-первых, современное представление о возрасте и психических особенностях развития, во-вторых, основы психологии воспитания и, в-третьих, основы психологии личности – знание психологических механизмов присвоения смыслов, ценностей, моделей поведения, которые совсем другие, нежели механизмы усвоения знаний, приобретения навыков и умений. Какой он – абориген цифровой эпохи? Он совсем другой, изменения есть как позитивные, так и негативные, но в любом случае они качественно меняют ребенка. Он не лучше и не хуже ребенка условных девяностых – он другой, – подчеркивает Татьяна Леонидовна Чепель.

При общении с современным ребенком профессор Чепель рекомендует не подавлять его, а вдохновлять, не пугать, а настраивать, не отдалять, а приближать. Говорить не «Если ты не сделаешь домашнее задание, у тебя будет двойка», а «Если ты сделаешь домашнее задание, ты будешь чувствовать себя на уроке успешно». Кроме того, говорить нужно кратко, ярко, правдиво и с визуальной поддержкой. Воспитание – это ежедневный труд взращивания в ребенке смыслов, ценностей и моделей поведения, а механизм этого взращивания – вовлечение в интересную совместную деятельность.

Заведующий кафедрой педагогики и психологии ИИГСО, руководитель методологического семинара по педагогическим наукам при научном центре РАО НГПУ Татьяна Александровна Ромм выступила с докладом «Успешность организации воспитательной работы в школе: ценности, стратегия и ресурсы».

– Ресурсы, которые необходимы для воспитания, должны осознаваться на уровне управленческих структур образовательной организации и тех людей, которые непосредственно занимаются воспитательной деятельностью. Так, со стороны управления необходима грамотная ресурсная поддержка, понимание того, что они хотят от образовательной организации и чем могут помочь – информационной поддержкой, переобучением, повышением квалификации. На уровне школы важна поддержка директором воспитательной деятельности как значимой. Ну и на уровне педагога, прежде всего, необходима поддержка активности, самостоятельности, заинтересованности ребенка к участию в тех проектах воспитательной направленности, которые предлагает школа, – отмечает Татьяна Александровна Ромм.

Также для успешной реализации воспитательной работы необходимы педагоги, профессионально готовые к ней, поэтому подготовка, переподготовка, повышение квалификации, наращивание воспитательной компетентности – это важнейшее условие результативности воспитательной работы. Кроме того, профессор Ромм акцентирует внимание на том, что воспитание сейчас – это полисубъектный и многопространственный процесс, который не замыкается только на школе и даже выходит за рамки реального пространства, а поэтому вопрос об эффективных формах и методиках воспитания сейчас стоит достаточно остро.

Актуальную тему подняла профессор кафедры педагогики и психологии ИИГСО Зоя Ивановна Лаврентьева с докладом «Социально-педагогическое сопровождение обучения, воспитания и социализации детей мигрантов в образовательных организациях».

– Основной тезис моего доклада звучит так: ребенок из семьи мигрантов должен почувствовать себя нужным в нашей стране. Это может сделать именно педагогическое сообщество и образовательная организация, потому что мы нацелены на каждого ребенка как на ребенка. Не как на ребенка, не говорящего по-русски или приехавшего, а просто на ребенка. Если взять в основу этот гуманистический подход, то ребенок и заговорит, и будет учиться, и вольется в общество. Я знаю случай, когда учительница мальчику, который ну никак не мог заговорить по-русски, сказала: «А вот если выучишь первый куплет гимна России, то, может, и президентом станешь». На следующий день этот мальчик, в костюме и галстуке, вышел к доске и спел первый куплет! – рассказывает Зоя Ивановна Лаврентьева.

В НГПУ реализуется магистерская программа «Социально-педагогическое сопровождение семьи», в которой занимаются как раз проблемами воспитательной работы с детьми из семей мигрантов. В данный момент все магистранты, которые ее осваивают, являются педагогами, имеющими стаж работы, а значит, и большой практический интерес.

Подробная информация о пленарном заседании окружной Ассамблеи Российской академии образования – на сайте НГПУ.

Алина Кириенко

Поделиться:
ДРУГИЕ НОВОСТИ
08 мая

8 мая 2024 года открылась новая страница в летописи международных контактов НГПУ. Заключённое между вузом и региональной общественной организацией «Центр по организации научных, культурных мероприятий в сфере народной дипломатии» соглашение подключает университет к проекту по подготовке преподавателей русского языка как иностранного в государствах Африки. Начнётся эта работа с Буркина-Фасо.

08 мая

Новосибирский государственный педагогический университет приглашает принять участие в инновационном проекте «ИНЖЕНЕРиЯ». Этот проект – уникальная площадка для школьников, желающих погрузиться в мир разработки и исследований беспилотных автономных систем.

08 мая

В канун Дня Победы по традиции в стенах музея истории НГПУ собираются дети войны – бывшие сотрудники и выпускники вуза. Снова и снова в их памяти оживают картины тяжёлых сороковых, когда даже в далёком сибирском тылу было отнюдь не безмятежное детство…