НГПУ
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Я педагог. Что делать?


15 июля 2022
Многие согласятся, что преподавание — это тяжелый труд. Конечно, успехи и благодарность учеников приносят радость, но впасть в уныние и погрязнуть в рутине достаточно легко. Так, в России все большую актуальность приобретают исследования, связанные с негативными последствиями эмоционального выгорания учителей.

Вместе с замдиректора психологического центра «Родник» Ольгой Александровной Одияк мы подготовили для вас советы о том, как работать учителем, быть счастливым человеком и не терять себя, если все же вы ошиблись в выборе пути.

1. Не фантазируй.

Любая профессия, где нужно контактировать с людьми способствует выгоранию. А с другой стороны, давайте спросим, зачем люди пошли в эту профессию? Никто же не фантазировал, что это будет класс из пяти детей, которые будут дружно по указке учителя что-то делать, я надеюсь. Не думаю, что сильно изменились школьники в последнее время, но редко встретишь тех, с кем невозможно справиться. Это скорее про несбывшиеся ожидания.

2. Ты не обязан подстраиваться под стандарты.

У нас есть профстандарты. Никто не проводит диагностику из разряда «подходишь ты или нет». Мы выбираем профессию исходя из своих интересов и склонностей. Одно из моих образований педагогическое и скажу по своему опыту, что есть процент людей, которые идут туда, потому что больше никуда не смогли поступить. И тогда мы уже не говорим о любви к профессии. Человек пришел, отучился в ненавистном университете несколько лет, не воспылал любовью к педагогике. И с этим багажом он приходит на работу. Что мы от него ждем? Он не хотел, он не готов, он не способен, это не его история. Учитель в какой-то степени актер, независимо от того, нравится ему работа или нет. Но дети сильно чувствуют притворство.

3. Ты не обязан любить детей.

Педагог и не должен любить детей, любовь это не про учебу. Их достаточно просто не ненавидеть. Школа – это система. Мы понимаем, что система – это не всегда просто, у каждой есть свои особенные условия. В рамках условий мы можем найти для себя плюсы и минусы. Допустим, если у вас есть ребята, которые показывают плохую успеваемость, но вы понимаете, что это их предел, они не могут по-другому. Тогда стоит заходить с нестандартной стороны – возможно, он рисует лучше всех, или прекрасный футболист? Система образования – странная вещь. От школьников требуют знания всех предметов, причем довольно хорошего. Понимание того, что ребенок не может знать все сразу, сильно облегчает жизнь учителя. Если ты позволяешь проявлять ребенку самостоятельность, тебе становится легче. Если ты даешь ему быть ребенком. Если у тебя ожидание «я зайду в класс, все сядут и будут улыбаться», то свыкнуться будет непросто.

4. Помогай себе отвлечься.

У каждого из нас есть багаж того, что нам доставляет удовольствие. Очень правильно и по-взрослому признать, что ты способен злиться, ругаться, что ты такой же живой. Даже если ты за спиной кого-то обсудил и тебе это помогло – делай. Если вам хочется пошуметь и покричать, даже если выплеснуть себя физически, в спорте, например. Почему бы и нет? Все, что не причинит вреда ни тебе, ни другим. Если ты не получаешь позитивные эмоции от работы, нужно искать их в другом месте. Наверное, это и правильно.

5. Задай себе правильные вопросы.

Для чего ты делаешь это? Ты хочешь, чтобы тебя любили, уважали, слушались? Стоит задать себе этот вопрос, когда ты идешь на эту работу. Если ты не чувствуешь обратного эффекта, то есть большой шанс выгореть быстро. Давайте будем честны, не все любят свою работу. Если просить у сварщика, он ответит, что иногда тоже начинает ненавидеть свою работу. Иногда мы устаем даже от любимой деятельности. Но если вы устаете уже давно, тогда нужно что-то делать.

6. Не бойся ставить двойку.

Многие сталкиваются с проблемой, что хотят быть добрыми и хорошими для учеников. И даже боятся ставить двойки. Но тут нужно понять для себя, ты не хочешь ставить двойку, потому что не хочешь его расстроить? А может, потому что это оценка не только ему, но и тебе? Если преподаватель часто задает себе этот вопрос, то ученикам с ним определенно повезло – он добр и хорошо чувствует людей. Но главное – не сделать клеймо на ребенке. Многие дети настолько привыкли к статусу «двоечник», что уже не видят смысла что-то делать и пытаться прыгнуть выше головы.

7. Вопрос задан, а ответа нет. Что делать?

Ответ всегда есть. Просто мы его боимся. Был у меня случай в практике – человек долгое время мучился, ходил на нелюбимую работу. После долгих разговором он пришел к выводу, что не умеет ничего больше. Это и есть страх, та самая мысль, представляешь ли ты что-то из себя в неизвестности или нет. Здесь у тебя работа, уважение, коллеги, стабильная зарплата. А что будет, если все это менять? Очень страшно.

8. Не забывай о своем статусе учителя.

Хочешь быть другом ученику? Это замечательно, но есть некие опасности. Подростки склонны переходить черту обычно, и в таком случае учитель должен понимать свою ответственность. Соблюдайте границы, сейчас есть много новых тенденций, например в некоторых небольших лагерях и частных школах к учителям и вожатым обращаются на «ты». Дети чувствуют некое превосходство от того, что могут на равных общаться со взрослыми, это не всегда приводит к хорошим последствиям. Поэтому всегда себе говори: «Да, я готов тебе быть старшим другом, но я все равно за тебя отвечаю, я выше». И все будет хорошо.


Поделиться:
ДРУГИЕ НОВОСТИ
26 апреля

24-25 апреля Институт менеджмента и социальных коммуникаций НГПУ вновь провел уже традиционную Всероссийскую научно-практическую конференцию с международным участием «Новая реальность: экономика, менеджмент, социальные коммуникации».

26 апреля

Ежегодная региональная студенческая научно-практическая конференция «Вопросы физической культуры, спорта и здоровья» состоялась 23 апреля на факультете физической культуры НГПУ.

25 апреля

Новосибирский государственный педагогический университет подтвердил свою высокую позицию в образовательном пространстве, войдя в топ-10 российских вузов Сибирского федерального округа  в локальном рейтинге вузов России RAEX. В этом престижном списке университет занял второе место.